настройки для слабовидящих
+7(812)575-17-71

E-mail

Пароль

Личный кабинет

СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ

КОММУНИКАТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 (Communication Function Classification System, CFCS)

Источник: http://cfcs.us/wp-content/uploads/2014/02/CFCS_English_2011_09_01.pdf

Перевод О. Ивашовой, И. Рязановой, ГБОУ школа № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга

 

Цель системы классификации коммуникативного функционирования (СККФ) – классифицировать повседневное качество общения индивидуума, соотнеся его с одним из пяти уровней классификации. СККФ использует уровни активности и участия, описанные ВОЗ в Международной классификации функционирования (МКФ).

 1. Инструкция по использованию

Родитель, помощник (ухаживающий и заботящийся человек) и/или специалист, который хорошо знаком с тем, как общается обследуемый, определяет уровень коммуникативного развития. Взрослые и подростки могут самостоятельно классифицировать уровень своего коммуникативного развития. Общая оценка эффективности коммуникативных действий должна базироваться скорее на том, каким образом человек принимает участие в повседневных ситуациях, требующих общения, нежели на том, что ему удается лучше всего. Такие повседневные ситуации могут происходить дома, в школе, в общественных местах.

Иногда бывает трудно соотнести имеющиеся навыки коммуникации с конкретным уровнем, т.к. действие встречается больше чем на одном уровне. В этом случае выбирайте уровень, наиболее точно описывающий обычное поведение обследуемого в большинстве ситуаций. При выборе уровня не принимайте во внимание развитие восприятия, развитие познавательной сферы и/или мотивации.

 2. Определения

Коммуникация происходит, когда отправитель (адресант) передает сообщение, а получатель (адресат, реципиент) понимает сообщение. Эффективный коммуникатор самостоятельно переходит из одной роли (адресанта) в другую (адресата), независимо от характера разговора, в том числе от ситуации (например, общество, школа, работа, дом), собеседника, темы.

При определении уровня СККФ учитываются все средства коммуникации: речь, естественные жесты, поведение, движение глаз, мимика, а также дополнительная и альтернативная коммуникация (АДК). Системы АДК включают в себя (но не ограничиваются этим) системы жестов (manual sign), картинки, коммуникативные таблицы, коммуникативные книги, устройства, генерирующие речь (иногда их называют VOCA – voice output communication aid или SGD – speech generating devices).

Разница между уровнями определяется исполнением ролей адресанта и адресата, темпом коммуникации и типом коммуникативного партнера (знакомый / не знакомый). При использовании классификации необходимо помнить о следующих понятиях.

Эффективный коммуникатор быстро переключается с обмена сообщениями на понимание их. Для прояснения или исправления неправильно понятого сообщения эффективный коммуникатор может использовать различные стратегии: повторение, перефразирование, упрощение и/или более подробное изложение сообщения. Для ускорения коммуникации, особенно при использовании АДК, эффективный коммуникатор может сознательно упрощать грамматику сообщения, выпуская или сокращая (укорачивая) слова в беседе со знакомым партнером по разговору.

Комфортный темп разговора (коммуникации) характеризует то, насколько быстро и просто человек может понимать и передавать сообщения. Комфортный разговор происходит с малым количеством «поломок» и небольшим временем ожидания между очередным ходом.

Незнакомый коммуникативный партнер – человек, впервые (либо крайне редко) общающийся с обследуемым.

Знакомый коммуникативный партнер – это родственник, помощник, друг, который может более эффективно общаться с нашим обследуемым, благодаря знаниям о его особенностях и предыдущему опыту общения с ним.

 3. Важные уточнения

  • Определение уровня СККФ не предполагает тестирования и не заменяет стандартизированной коммуникативной оценки. СККФ не тест.
  • СККФ группирует людей в зависимости от эффективности их повседневного общения. Она не объясняет причины, лежащие в основе степени эффективности, такие как когнитивное развитие, мотивация, физическое состояние, речь, слушание и/или языковые проблемы.
  • СККФ не оценивает индивидуальный потенциал развития.
  • СККФ может быть использована в исследованиях и при оказании услуг, когда важно определить эффективность коммуникации.

  4. Методы коммуникации

Независимо от количества используемых методов коммуникации, только первый уровень СККФ определяется как полностью коммуникативное действие. В таблице приводится список используемых методов коммуникации.

Методы коммуникации, которые человек использует: (пожалуйста, отметьте все в таблице).

Методы коммуникации

 

речь

 

Звуки (например, «ааааа» для привлечения внимания собеседника)

 

Движения глаз, мимика, жестикуляция и/или указывание (например, частью тела, указкой, лазером)

 

Система жестов

 

Коммуникативная книга, таблица и/или картинки

 

Голосовой коммуникатор

 

Другое

 5. СККФ (CFCS), описание уровней

Первый уровень

Эффективный коммуникатор с незнакомыми и знакомыми партнерами

Человек, самостоятельно чередующий роли адресанта и адресата с большинством людей в большинстве ситуаций. Коммуникация происходит просто и в комфортном темпе одинаково с незнакомыми и знакомыми партнерами по разговору. Недопонимание быстро устраняется (ошибки корректируются) и не влияет на общую эффективность коммуникации.

Второй уровень

Эффективный коммуникатор со сниженным темпом коммуникации с незнакомыми и/или знакомыми партнерами

Человек, независимо чередующий роли адресанта и адресата с большинством людей в большинстве ситуаций, но темп разговора медленный, что затрудняет коммуникативное взаимодействие. Коммуникатору требуется больше времени для понимания сообщения, составления сообщения и/или исправления неправильно понятого. Недопонимание быстро

устраняется (ошибки корректируются) и не влияет на общую эффективность коммуникации.

Третий уровень

Эффективный коммуникатор со знакомыми партнерами.

Чередует роли адресанта и адресата со знакомыми (но не с незнакомыми) коммуникативными партнерами в большинстве ситуаций. При общении с незнакомыми людьми эффективность коммуникации не стойкая, но при общении с близкими коммуникация обычно эффективна.

Четвертый уровень

Непостоянный (нестойкий) коммуникатор со знакомыми партнерами

Человек, непоследовательно чередующий роли адресанта и адресата. Могут встречаться следующие варианты:

А) Человек лишь изредка становится эффективным коммуникатором

Б) Человек является эффективным адресантом, но ограниченным адресатом;

В) Человек является ограниченным адресантом, но эффективным адресатом. Коммуникация со знакомыми партнерами эффективна время от времени.

Пятый уровень

  1. Мало эффективный даже со знакомыми партнерами коммуникатор. Человек ограничен и в роли адресанта, и в роли адресата. Коммуникации обследуемого труднопонимаема для большинства людей. Человек производит впечатление ограниченного в понимании сообщений от большинства людей. Коммуникация редко оказывается эффективной даже с близкими партнерами.

 

Различие между 1-ым и 2-ым уровнем заключаются в темпе разговора. На 1-ом уровне человек общается в комфортном темпе без задержек или с небольшими паузами для понимания, составления сообщения или уточнения недопонятого (понятого неправильно). На 2-ом уровне человеку чаще требуется дополнительное время.

Различие между 2-ым и 3-им уровнем касается темпа и типа коммуникативного партнера. На 2-ом уровне человек эффективен в ролях адресанта и адресата, но ему сложно сохранять темп разговора. На 3-ем уровне человек достаточно эффективен с близкими коммуникативными партнерами, но не с незнакомыми партнерами.

Различие между 3-им и 4-ым уровнем заключается в том, насколько последовательно человек меняет роли адресанта и адресата со знакомыми партнерами. На 3-ем уровне человек, в общем, способен общаться с близкими партнерами и как адресант, и как адресат. На 4-ом уровне человек не общается с близкими последовательно. Могут быть трудности при формулировании и/или при получении сообщения.

Различие между 4-ым и 5-ым уровнем заключается в степени трудностей, которые человек испытывает, когда общается со знакомыми партнерами. На 4-ом уровне человек имеет некоторый успех как эффективный адресант и/или эффективный адресат с близкими партнерами. На 5-ом уровне человек редко способен общаться эффективно даже со знакомыми партнерами.

 6. Алгоритм для определения уровня СККФ

 

Составлено по материалам:

Hidecker, M.J.C., Paneth, N., Rosenbaum, P.L., Kent, R.D., Lillie, J., Eulenberg, J.B., Chester, K., Johnson, B., Michalsen, L., Evatt, M., & Taylor, K. (2011). Developing and validating the Communication Function Classification System (CFCS) for individuals with cerebral palsy, Developmental Medicine and Child Neurology. 53(8), 704-710. doi: 10.1111/j.1469-8749.2011.03996.x, PMC3130799.