настройки для слабовидящих
+7(812)575-17-71

E-mail

Пароль

Личный кабинет

Подход НОР

(НОР, или Hanging Out Program
Interaction for People at Risk of Isolation)

Краткий обзор составлен на основе материалов Шеридан Фостер, составитель И. Рязанова

Ключевые моменты:

  • НОР – подход, разработанный в 2007 году в Австралии для взаимодействия с людьми, находящимися в риске изоляции.
  • НОР - одновременно и подход и отношение. Как подход он очень прост – проводить с человеком 10 минут в день, уделяя при этом ему 100% своего внимания. Как отношение НОР тоже прост – все люди нуждаются во взаимодействии с другими людьми. НОР не задает жестких рамок, но содержит некоторые основополагающие принципы.
  • НОР легко модифицируется для места, в котором он используется.
  • НОР требует записи с последующим анализом
  • НОР требует организации командной работы.
  • НОР – способ проведения времени с человеком и способ размышления о нем.

Содержание:

  1. История появления подхода и автор………………….………………..2
  2. НОР как отношение………………………………….……………….…2
  3. С чего начать…………………………………………………………….3
  4. Запись НОР………………………………………………………………5
  5. Вопросы командной работы……………………………………………8
  6. История появления подхода и автор

Автором подхода является логопед Шеридан Фостер (Sheridan Forster), штат Виктория, Австралия. Сфера интересов Шеридан включает способы взаимодействия поддерживающего сотрудника (социального работника) с людьми с глубокими интеллектуальными нарушениями и множественными нарушениями развития. НОР начинался в дневном центре для взрослых с тяжелой инвалидностью. У клиентов центра были разные навыки и возможности для общения: у некоторых из них были коммуникативные устройства, и они могли вступать в диалог; у других не было никакой стандартной коммуникативной системы,  - они пользовались языком тела и мимики, издавали разные звуки для того, чтобы общаться. Иногда они уходили в себя или засыпали, потому что происходящее вокруг не имело смысла. Эти люди находились в риске изоляции, и только тратили даром время, находясь с другими людьми. Шеридан Фостер как специалисту по коммуникации нужно было придумать способ, как включить этих людей во взаимодействие. У команды не было времени ни на длительное обучение, ни на длительное планирование работы. Надо было разработать систему, которой было бы легко обучиться, и которую можно было легко реализовать. Так появился  НОР как способ убедиться в том, что «никого не пропустили», что никто в течение дня не остался без взаимодействия с другими.

  1. НОР как отношение

2.1. Любой ли контакт является взаимодействием?

Существует не так много исследований людей, находящихся в риске изоляции, но в них говорится о том, что человек иногда получает всего несколько минут взаимодействия в день в школе или в дневном центре (если подумать, это трехсекундное приветствие и несколько прикосновений). 

К тому же бывает, что взаимодействие, которое предлагается человеку, в действительности, вообще не является взаимодействием. Например, сказать слепоглухому «Привет», находясь в нескольких метрах от него, не значит поздороваться с ним способом, который он может понять. У некоторых людей ответы сильно отсрочены по времени: пока они ответят, их партнер уже уходит. Это не взаимодействие вообще!

Начнем с проблемы. Некоторые люди выпадают из взаимодействия, потому что:

  • Не могут начать взаимодействовать с другими
  • Не могут удерживать взаимодействие
  • У них собственный стиль взаимодействия

2.2. Исходные предпосылки:

  • Все люди получают пользу от взаимодействия;
  • Все люди хотят взаимодействовать с другими – но для некоторых из них это трудно;
  • Получение удовольствия в компании другого человека – один из самых основных навыков коммуникации, который нуждается в поддержке;
  • Часть нашей задачи в поддержке людей с множественными нарушениями – установление связей с ними. Эти связи должны иметь смысл и быть значимыми для человека с нарушениями и для его партнера;
  • Если человек не понимает «язык» того, кто за ним ухаживает, сотруднику надо адаптировать свой «язык» так, чтобы он соответствовал «языку» человека с нарушениями и имел для него смысл;
  • Коммуникация с людьми с множественными нарушениями – это работа каждого, включая управляющих, весь персонал и даже других клиентов.

 

  • НОР как навыки персонала

Для того, чтобы проводить НОР, сотрудникам понадобятся следующие навыки:

  • Отношение «позволить этому происходить»
  • Желание проводить время с подопечным
  • Способность наблюдать, что имеет значение для этого человека
  • Гибкость в том, чтобы отложить то, что не работает и пробовать что-то другое
  • Навык рефлексии о том, что сделано и запись этого.

 

  1. С чего начать

3.1. Наблюдение

Как подход НОР очень прост: проводить 10 минут в день с человеком. В эти 10 минут 100% внимания сотрудника уделяется человеку с нарушениями. Что вы в это время делаете, зависит от вас. Но важно то, что вы сконцентрировались на человеке. Иногда лучший способ начать НОР – сесть рядом с человеком, смотреть на то, что он смотрит, слушать то, что он слушает и ощущать то, что он ощущает.

Попробуйте с человеком разное и посмотрите, как он отвечает. Как он реагирует: быстро, медленно, отрицательно или положительно, с интересом, отключается?

Иногда люди отвечают лучше всего на то, что они сами делают. Понаблюдайте, что будет, если вы повторите их звук или их движение? Какого качества ваше взаимодействие? Медленное, быстрое, громкое, тихое,  простое, повторяющееся...

И, прежде всего, имеет ли оно смысл для того, с кем вы сейчас?

Запишите, что произошло в эти 10 минут.

 

3.2. Идеи для взаимодействия:

  • Наблюдайте за движущимися предметами
  • Смотрите друг на друга «лицом к лицу» («гляделки»)
  • Пожимайте друг другу руки
  • «Переговаривайтесь» с помощью покашливаний, почихиваний и пр.
  • Играйтевщекотку
  • Размахивайтеруками
  • Угадывайте действия друг друга
  • Дотягивайтесь до вещей
  • Изображайте животных
  • Толкайтесь, пинайтесь
  • Наблюдайте за пальцами
  • Займитесь «армрестлингом»
  • Играйте в «дай пять»
  • Играйте в простые игры с движениями под песенки
  • Играйте со звуками
  • Хлопайте по щекам
  • Надувайте щеки и хлопайте по ним
  • Высовывайтеязыки
  • Шепчитенаушко

 

  • Копирование и присоединение

Всё это должно делаться с уважением к человеку. Взаимодействие не должно происходить в негативной, доминирующей или угрожающей форме.
Некоторые беспокоятся о том,  что копирование, имитация действий клиента  человека унижает его. Мы можем копировать, повторять с уважением, присоединением, разделяя интересы человека. Это также означает, что у вас уже есть способ ответить человеку, делая то же, что и он.  Всегда наблюдайте за реакцией человека и останавливайтесь, если ему явно не нравится то, что вы делаете. Но не сдавайтесь – просто пробуйте другое.

Как только вы нашли то, что работает, сделайте секундную паузу и посмотрите, что будет. Предвидит ли человек то, что вы собираетесь делать? Показывает ли он вам, что заметил какое-то различие?

Всегда помните, что ВЫ – самое лучшее мультисенсорное оборудование: самое гибкое, адаптируемое, чуткое и интересное!

 

  1. Запись НОР

4.1. Общие замечания

Выделите две – три минуты, чтобы записать то, что произошло. Сделайте это простыми словами, вспомнив то, что, по-вашему, было значимым. Эта запись важна:

- вам: для того, чтобы настроиться на человека с инвалидностью

- коллегам, которые взаимодействуют с этим человеком

- она является документом и свидетельством участия в программе НОР

- родителям и опекунам: для обсуждения интересов ребенка или взрослого и характера вашего взаимодействия с ним.

 

 

4.2. Бланк записи

БЛАНК ЗАПИСИ HOP

Имя сотрудника :____________________________________________

 Имя клиента: __________________________________________________


Дата: _______________________ Время: ______________________

Место: __________________________________________________

Что происходило? _______________________________________________

 

 

 



Что сработало хорошо?_______________________________________________

 

____________________________________________________________________

Что не сработало (или сработало «не очень»)?______________________________

 

 

_______________________________________________________________________

Что бы хотелось попробовать в будущем? ___________________________________

 

 

 

 

 

Важно, чтобы бланки записей не оседали в офисных коробках. Каждые несколько недель кто-либо должен прочесть эти записи и  подытожить то, что «работает», то, что «не работает» и то, что надо попробовать.
Глядя на бланки записей, можно составить список того, что необходимо приобрести, исходя из интересов человека.

  • Пример записи

- То, что работает: массирование рук и ног, разные вкусы, очень близкое «лицом к лицу»

Ответы Аниты: улыбка, сосание, смех, разные звуки, удерживание взгляда

- То, что не работает: положение на спине (Анита засыпает), сложные ритмы.

- Замечания на будущее, важные для обучения: Аните нужно активное внимание, это означает прикосновение и тесный контакт. Делайте попытки взаимодействовать», если Анита кажется сонной: если её оставить одну, она просто заснет, а если вы взаимодействуете с ней, то может присоединиться.

 

 

  1. Вопросы командной работы

5.1. Обсуждение в команде

Программу НОР нужно обсуждать с сотрудниками.

  • Получается ли у них работа НОР?
  • Может быть, им необходимы разные способы планирования НОР? Например, с каждым человеком днём по ситуации, или по НОР – расписанию? Один раз в день или раз в неделю (с этим сотрудником)?
  • Что чувствует сотрудник, проводя НОР? Может быть, это трудно с каким-то определенным клиентом? Может быть, нужны новые идеи, а старые наскучили?

НОР легко адаптируется к любому месту и ситуации – пока вы уделяете человеку 100% своего внимания с идеей того, что всем людям нужно взаимодействие.

Участие в НОР может вызвать у сотрудников много вопросов. Важно, чтобы у них была возможность обсуждения в открытой и профессиональной среде. Важно, чтобы вопросы решались таким образом, чтобы поддерживать хорошую работу в команде, этику помощи и повышать качество обслуживания, предоставляемого человеку с инвалидностью.
В некоторых случаях может потребоваться внешняя поддержка, в том числе беседы с экспертом в этой области или обращение к литературе.

5.2. Примеры вопросов для обсуждения:

  • Использование прикосновений во взаимодействии
  • Использование детских песен во взаимодействии
  • Взаимодействие с человеком, который вам не нравится
  • Использование игры
  • Взаимодействие с теми, кто может причинит себе или другим вред
  • Нет времени на НОР
  • НОР делаем, но не записываем
  • Как отвечать одному клиенту, когда Вы в это время работаете в НОР с другим

 

  • Как улучшить свои навыки НОР

Некоторые люди приходят к НОР, «как утка к воде». Они легко и интуитивно строят взаимодействия с людьми. Другие проходят через внутреннее сопротивление, чтобы работать в НОР. Идеи о том, что можно попробовать, можно найти, размышляя на тему взаимодействия матери и младенца. Это не означает того, что мы относимся к нашим клиентам как к младенцам - однако знания о самом раннем обучении могут помочь во взаимодействиях с людьми глубокими интеллектуальными и множественными нарушениями. Изучение других, более сложных подходов (например, Интенсивного Взаимодействия, см. ссылки в библиографии) также может улучшить ваш НОР. Кроме того, качество взаимодействия может быть улучшено  пониманием особенностей обработки сенсорной информации. Помочь организовать взаимодействие могут  и заинтересованные медики.

  • Вопросы для планирования командной работы
  • Каким клиентам будет полезен НОР?
  • Какие сотрудники будут это делать?
  • Когда?
  • Как?
  • Как убедиться в том, что сессии НОР идут на пользу?
  • Кто будет смотреть бланки записи?

 

 

Библиография

  1. Caldwell, P. (2000). You don't know what it`s like: Finding ways
    of building relationships with people with severe learning
    disabilities, autistic spectrum disorder and other impairments
    .
    Brighton, East Sussex: Pavilion.
  2. Dobson, S., Carey, L., Conyers, I., Upadhyaya, S., & Raghavan, R. (2004).
    Learning about touch: An exploratory study to identify the learning
    needs of staff supporting people with complex needs. Journal of
    Learning Disabilities, 8
    (2), 113-129.
  3. Dobson, S., Upadhyaya, S., Conyers, I., & Raghavan, R. (2002). Touch in the care of people with profound and complex needs: A review of the
    Journal of Intellectual Disabilities, 6(4), 351-362.
  4. Firth, G. (2008). A dual aspect process model of Intensive Interaction. British Journal of Learning Disabilities, (accepted for publication)
  5. Forster, S. L., & Iacono, T. (2008). Disability support workers' experience of
    interaction with a person with profound intellectual disability. Journal
    of Intellectual & Developmental Disability, 33
    (2), 137-147.
  6. Hewett, D. (2007). Do touch: Physical contact and people who have
    severe, profound and multiple learning difficulties. Support for
    Learning, 22
    (3), 116-123.
  7. Hewett, D., & Nind, M. (Eds.). (1998). Interaction in action: Reflections on
    the use of Intensive Interaction
    . London: David Fulton.
    Hingsburger, D. (2000). First contact: Charting inner space: Thoughts about establishing contact with people who have significant
    developmental disabilities
    . Eastman, Quebec: Diverse City Press.
  8. McLinden, M., & McCall, S. (2002). Learning through touch: Supporting
    children with visual impairment and additional difficulties
    . London:
    David
  9. Nind, M., & Hewett, D. (1996). When age-appropriateness isn't appropriate.
    In J. Coupe O'Kane & J. Goldbart (Eds.), Whose choice? Contentious
    issues for those working with people with learning difficulties
    (pp. 48-
    57). London: David Fulton.
  10. Nind, M., & Hewett, D. (2001). A practical guide to Intensive Interaction.
    Kidderminster: British Institute of Learning Disabilities.
  11. Nind, M., & Hewett, D. (2005). Access to communication: Developing basic communication with people with severe learning difficulties (2 ed.).
    London: David Fulton.
  12. PMLD Network. (2001). Valuing people with profound and multiple
    disabilities: Response to "Valuing People". Retrieved November 24,
    2004, from mencap.org.uk/download/vp_pmld.pdf
  13. Ware, J. (2003). Creating a responsive environment: For people with
    profound and multiple learning difficulties
    (2nd ed.). London: David
  14. Ware, J. (2004). Ascertaining the views of people with profound and
    multiple learning disabilities. British Journal Learning Disability, 32(4),
    175-179.

 

 

Шеридан Фостер