настройки для слабовидящих
+7(812)575-17-71

E-mail

Пароль

Личный кабинет

Киселева Н. А
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЫТОВОЙ И УЧЕБНОЙ КОММУНИКАЦИИ
С ПОМОЩЬЮ ПИКТОГРАММ

источник: Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра. Сборник статей. / Ред.-сост. В. Рыскина. — СПб. : Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2016. 

     Коммуникация с помощью пиктограмм — один из видов альтернативной коммуникации, который активно используется в нашей работе с детьми, имеющими различные проблемы развития. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), неговорящие дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, а также дети с выраженными когнитивными проблемами при генетических заболеваниях одинаково нуждаются в знаках-посредниках, позволяющих им проявить свои желания, предпочтения или знания.

     Чтобы такой ребенок смог овладеть альтернативной коммуникацией, необходимо создать для него единую альтернативную языковую среду. В создании такой среды сообща должны принимать участие и родители, и специалисты, работающие с ребенком в различных учреждениях. По достижении ребенком достаточного уровня коммуникативной компетенции, в коммуникацию с использованием альтернативных средств включается все более широкое социальное окружение. Это могут быть продавцы в магазине, где бывает семья с ребенком, официанты в кафе, водители
социального такси и т. п.

    Чтобы создание такой единой языковой среды стало возможным на практике, необходимо соблюдение нескольких условий:

  •  поэтапное обучение и включение ребенка в альтернативную коммуникацию;
  • желание и готовность со стороны всех активных участников процесса (и самого ребенка, и членов его семьи, и специалистов) принять и использовать во взаимодействии с ребенком выбранную форму коммуникации;
  • наличие компетентного руководителя, направляющего и контролирующего весь процесс становления альтернативной коммуникации для данного ребенка, чьи рекомендации учитываются всеми участниками этого процесса;
  • чуткое реагирование на изменение коммуникативных возможностей ребенка, своевременное
  • расширение словаря, подбор дополнительных (новых) технических средств, облегчающих использование выбранной формы альтернативной коммуникации

     На наш взгляд, разработка четких этапов включения ребенка в альтернативную коммуникацию дало бы в руки специалистов, непосредственно работающих с детьми, четкую схему действий и сильно облегчило бы практическую работу. Для разных видов коммуникации такие этапы, скорее всего, будут несколько отличаться (подробный сравнительный анализ различных видов альтернативной и дополнительной коммуникации — см. [1]). Но в целом каждый этап работы специалистов с ребенком и с родителями должен быть нацелен на достижение определенного уровня развития альтернативной коммуникации.

     Опираясь на практический опыт, мы выделили несколько уровней развития коммуникации с применением пиктограмм, которые существенно отличаются друг от друга. На
наш взгляд, на каждом уровне целесообразно использовать
разные темы и разный объем слов, по-разному организовывать взаимодействие с ребенком, постепенно расширяя его
коммуникационные возможности.

     На первом, стартовом уровне развития коммуникации, пиктограммы используются для того, чтобы ребенок мог проявить свои витальные потребности и желания. Младенческий способ проявления витальных потребностей с помощью крика и плача у детей с выраженными нарушениями развития очень часто является единственно доступным способом привлечь внимание близких. Родители обычно учатся интуитивно угадывать желания своих детей, либо перебирают в ответ на крик ребенка все возможные варианты, пока не удовлетворят возникшую потребность ребенка, и он не перестает кричать. И такой способ взаимодействия, без специального обучения и развития альтернативных форм коммуникации, может остаться единственно доступным для ребенка на всю жизнь. В то же время, как только ребенок начинает обращать внимание на картинки, его можно научить выбирать специальные обозначения (пиктограммы) в
ответ на вопрос «Что тебя беспокоит?» или «Что ты хочешь?». На этом уровне коммуникации знаков-пиктограмм используется мало, и все они соответствуют самым простым потребностям ребенка (есть, пить, памперс, телевизор, гулять, мыльные пузыри и т. п.). Естественно, в зависимости от заведенного семейного уклада, принятых в семье занятий и предпочтений ребенка, набор пиктограмм в каждой конкретной семье получится индивидуальным (ведь кто-то из детей любит мыльные пузыри, а кто-то — слушать музыку или играть с маминым сотовым телефоном). Именно на этих, наиболее важных для ребенка потребностях, производится обучение и мамы и ребенка принципам и основам коммуникации с использованием нового знака-посредника — пиктограммы. Очень подробно, по минимальным шагам, этапы такого обучения описаны в книге Л.Форст и Э. Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) [2].

     В своей работе мы используем набор пиктограмм, предоставленный сервисом Picto Online (http://www.pictogram.se) [3], который мы активно дополняем и расширяем в зависимости от возникающих потребностей наших детей (рисунок 1). Наш выбор пал на черно-белые пиктограммы не случайно. У нас была возможность проанализировать коммуникационные возможности разных по возрасту и уровню
когнитивного развития неговорящих детей. Выяснилось,что цветные картинки в качестве стимула, заменяющего «речевой знак», удобны в работе лишь до тех пор, пока ребенок не начинает использовать в своей повседневной жизни большое количество картинок, среди которых ему необходимо делать быстрый и четкий выбор. Любой человек почувствует некоторое затруднение при чтении, если попробует выделить каждое слово в тексте своим цветом (даже если использовать всего четыре основных цвета и черный). Вот такое же напряжение, по нашему мнению, испытывает и ребенок, пытающийся быстро сориентироваться в большом количестве разноцветных картинок-символов. Если при этом у ребенка еще и ослаблено зрение, нагрузка на зрительную систему увеличивается в разы. Конечно, на первом уровне развития коммуникации с помощью пиктограмм, когда используется всего несколько слов, это не имеет значения. Но если есть перспектива, что ребенок может освоить в будущем достаточно высокий уровень коммуникации, целесообразнее обучать его использованию пиктограмм сразу с черно-белого варианта символов. У такого подхода есть и еще одно преимущество, которое становится очевидным уже на следующем этапе развития коммуникации, о чем мы упомянем ниже.

     На этом, самом первом этапе работы мы начинаем формировать индивидуальную коммуникационную папку, с которой родители работают дома, и которой специалисты пользуются на занятиях (рисунок 2). Пиктограммы распечатываются и ламинируются очень прочной пленкой в том размере, который удобен для зрительных и двигательных особенностей ребенка. Подбирается размер коммуникационного коврика, выбирается основа для крепления пиктограмм к поверхности коврика или коммуникационных лент (велкро или магнитные полосы). На этом же этапе (после того, как ребенок научился выбирать нужную пиктограмму) может быть подключена работа с коммуникаторами Go Talk на 4 или 9 окошек.

    Второй уровень коммуникации достигается, если пиктограммы позволяют ребенку сделать выбор одного объекта при наличии нескольких, одинаково привлекательных альтернатив. Например, мама может предложить ребенку выбрать, что именно он хотел бы, чтобы ему приготовили на обед — макароны или картофельное пюре. Обычно, родители детей, начинающих осваивать альтернативную коммуникацию, уже давно сориентировались в том, что ест, а что не ест их ребенок, что ему можно, а что нельзя, в каком виде питье и еда доступны ребенку. Ежедневные процессы приготовления и приема пищи уже давно отлажены, и чаще всего, ребенок просто ест то, что мама ему приготовила, а мама готовит и покупает в магазине только то, что ребенок ест — нет основы для выбора, ребенок остается без инициативы. Использование пиктограмм на этом уровне позволяет сформировать «предвосхищение» событий. Ребенок начинает понимать, что он может повлиять на события, которые произойдут чуть позже. Но и маме, естественно, приходится отказаться от привычного ритма бытовой жизни — если ребенок выбрал макароны, то именно их и придется варить. Мы неоднократно наблюдали, как на наших глазах расширялся спектр используемых в питании детей продуктов, как проявлялись их предпочтения, о которых родители раньше даже и не подозревали. А ведь выбор можно предоставить ребенку и по поводу того, что именно положить в творожок — сахар или мед. Можно спросить, с какой начинкой купить йогурт — с клубничной, малиновой или банановой. Можно узнать, чем заправить салат — сметаной или майонезом (предварительно сделав два вида заправки и дав ребенку по чуть-чуть попробовать, чтобы он распознал один и другой вкус). И в этих ситуациях резко расширяется набор слов-пиктограмм, которые начинает использовать ребенок. Ребенок учится выбирать уже не из двух, а из трех, четырех альтернатив. И вот здесь еще раз проявляется удобство использования черно-белых пиктограмм. Как известно, слова существительные, называющие, казалось бы, конкретные предметы, в то же время уже являются обобщениями первого уровня. Ведь «яблоко» и конкретное яблоко определенного сорта и размера, которое видит ребенок — это не одно и
то же. И черно-белые пиктограммы дают нам возможность уточнять выбор ребенка «до мельчайших деталей». Если интеллекта и сообразительности ребенка хватает, чтобы различать, например, сорта яблок, мы можем предложить ему пиктограмму-обобщение «яблоко» и рядом несколько фотографий яблок, сорта которых ребенок различает и среди которых может иметь предпочтение. Также довольно проблематично изобразить в виде пиктограмм бруснику и клюкву так, чтобы разница между этими ягодами четко читалась. В то же время, предложив ребенку купить в магазине ягоды (или йогурт с ягодами), мы всегда сможем уточнить его предпочтения, предложив фотографии ягод, которые ребенок уже знает и среди которых может выбирать. Естественно, такому уровню выбора всегда предшествует большая работа по обучению, сопоставлению реального предмета, муляжа и картинки, картинки и пиктограммы, а также пиктограммы и вкусовых ощущений ребенка и т. п. Зато доступный уровень коммуникации и сфера осведомленности ребенка после такой работы резко расширяются. Один мальчик, который очень любит ходить с мамой по большим «супермаркетам», был просто счастлив, когда в добавление к пиктограмме «магазин», которую он успешно освоил, специально для него была сделана цветная карточка с логотипами любимых магазинов (рисунок 3).

     Постепенно выбор переносится из сферы еды на выбор одежды, шампуня, мыла. Для ситуаций, в которых еще не освоены знаки-пиктограммы, начинают использоваться пиктограммы «ДА», «НЕТ», «ХОЧУ», «НЕ ХОЧУ». И все пиктограммы, освоенные на уроках по обучению альтернативной коммуникации и в быту, оформляются, добавляются в папку ребенка и активно используются на всех индивидуальных занятиях с логопедом, коррекционным педагогом и педагогом-художником в учреждении.

     Нетрудно заметить, что на первом и втором этапе расширяется, в основном, словарь существительных, среди которых ребенок осуществляет свой выбор. На третьем этапе развития
коммуникации с помощью пиктограмм ребенок учится выбирать из предложенного набора те действия, которые он хотел бы осуществить вместе со взрослым или с другими детьми. И в бытовой, и в учебной коммуникации, расширяется словарь глаголов. Ребенок учится выбирать, что сначала он сделает — умоется или почистит зубы, сначала почитает с мамой книжку, а потом ляжет спать, или наоборот, сначала ляжет в кровать, а потом послушает сказку и т. п. На уроках ребенку предоставляется выбор — сначала собрать картинку, а потом мозаику; или почитать книгу, а потом порисовать красками или полепить из пластилина. По мере освоения новых действий, продолжается и освоение новых пиктограмм-наименований (освоили пиктограмму «клеить» — выучили пиктограмму клей, причем даже два варианта — «карандаш» и «в тюбике», для разных видов работ). Добавляются первые пиктограммы-прилагательные (названия цветов, большой — маленький). Количество осваиваемых и используемых ребенком пиктограмм резко возрастает и может доходить на этом этапе до 300 слов-пиктограмм. Если ребенок ранее использовал в качестве дополнительного средства коммуникации планшеты Go Talk на 4 или 9 окошек, ему предлагается перейти к использованию этих же коммуникаторов, но рассчитанных на 20 или 32 кнопки. Это позволяет ребенку эффективно использовать в коммуникации с посторонними людьми до 150-ти слов-символов в различных ситуациях (рисунок 4). Вставные листы к планшету Go Talk заполняются пиктограммами специалистами вместе с ребенком и родителями. Для мальчиков кнопки озвучиваются мужским голосом, а для девочек — женским.

     Естественно, далеко не все дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития доходят до этого уровня коммуникации, а те, кто доходят, двигаются в индивидуальном темпе. Кто-то проходит все три этапа развития коммуникации за один учебный год, а кто-то двигается к этому уровню в течение нескольких лет. Но очевидно, что сколько бы времени ни занял этот путь, разница между кричащим «великовозрастным младенцем» и человеком, способным выпросить у мамы «яблоко, большое и красное» того стоит.

    Четвертый этап развития коммуникации — по-своему переломный. С одной стороны, продолжается постепенное расширение словарного запаса ребенка. Осваиваются темы «места в доме и вне дома», обсуждаются поездки, места занятий ребенка, появляются первые местоимения, а вместе с ними возможность рассказать не только о своих действиях, но и о действиях других людей. Если раньше, показывая на пиктограмму «читать» ребенок как бы подразумевал, что он просит маму почитать книгу, то теперь он уже показывает две пиктограммы подряд, выстраивая первую фразу «Ты почитай». Количество освоенных слов возрастает до 400-т, а то и до 500-т. Вводятся обозначения первых наречий и появляется возможность составлять ежедневный план на день, обсуждать события, которые происходили вчера, будут происходить сегодня или планируются на завтра, на ближайшие выходные. Для некоторых детей с РАС этот этап оказывается наиболее значимым, и практически не пользуясь пиктограммами для активной коммуникации, они ежедневно по собственной инициативе садятся составлять план на день в специально подготовленных для этого альбомах или ежедневниках. Для этой формы работы набор из необходимых для планирования пиктограмм распечатывается в маленьком размере, но в большом количестве экземпляров. Родители разрезают и раскладывают пиктограммы по ячейкам (чаще всего такими ячейками служат формы из конфетных коробок), а ребенок выбирает и наклеивает нужные ему обозначения. Вводятся пиктограммы «ПОНИМАЮ» и «НЕ ПОНИМАЮ», и ребенок учится проявлять свое понимание или непонимание вопроса собеседника. На этом же этапе вводится пиктограмма «нет пиктограммы», позволяющая ребенку показать, что у него недостаточно выразительных средств для передачи информации.

    Из-за большого количества используемых пиктограмм, работа с альбомами и отдельными карточками-пиктограммами становится неудобной. В поиске решения этой проблемы мы пришли к выводу, что в определенной бытовой или учебной ситуации человек использует небольшой, четко определенный набор слов, которые редко пригождаются ему в других ситуациях. Опираясь на это наблюдение, нами
были разработаны коммуникационные карты, для различных бытовых и учебных ситуаций, объединяющие только те пиктограммы, которые актуальны для составления высказываний именно в этой ситуации. Коммуникационная карта чаще всего представляет собой лист формата А4, на котором размещены группы небольших по размеру пиктограмм (образцы карт показаны на рисунках 5, 6 и 7). В правой части листа выделено место, на котором размещаются местоимения, пиктограммы «ДА», «НЕТ», «ХОЧУ», «НЕ ХОЧУ» и другие пиктограммы, необходимые ребенку практически в любой коммуникационной ситуации. Здесь же размещаются пиктограммы «СПАСИБО», «ПОЖАЛУЙСТА» и «ДАЙ». В зависимости от тематики коммуникационной карты в этой части могут быть размещены и еще какие-то пиктограммы общего характера (например, «ЗАНИМАТЬСЯ» на учебных картах или пиктограммы «ОТКРЫТЬ», «ЗАКРЫТЬ» на «творческой» карте, где много обозначений клеев, красок и других вещей, для использования которых нужны эти действия). В левой части коммуникационной карты располагаются существительные и глаголы, непосредственно относящиеся к теме карты и используемые только в данной бытовой или учебной ситуации. Составленная, отработанная на занятиях или освоенная в быту карта ламинируется и ребенок пользуется ею каждый раз, когда возникает соответствующая коммуникационная ситуация. Теперь у семьи уже нет необходимости носить с собой целый чемоданчик с большим количеством отдельных пиктограмм. Достаточно взять с собой в школу, реабилитационный центр или в гости лишь те коммуникационные карты, которые могут оказаться полезными в этом месте.

     На данный момент нами разработано 17 тематических коммуникационных и учебных карт, но наша работа только начата, так как лишь двое ребят, проходящих обучение в НОУ «Странник» в настоящее время вышли на этот уровень развития коммуникации. Естественно, коммуникационные карты, так же как и наборы пиктограмм, не могут быть полностью унифицированы. Например, «обеденная»
коммуникационная карта у каждого ребенка будет своя, так как спектр употребляемых в пищу продуктов и блюд индивидуален для каждого человека, тем более для ребенка с проблемами развития.

 

    На следующем, пятом этапе, «расходятся дороги» учебной и бытовой коммуникации. Общеизвестен постулат о единстве развития мышления и речи. В то же время, бытовая коммуникация слабо способствует развитию операций анализа и синтеза, формированию способности классифицировать понятия, объекты и явления. Требуются специальные условия обучения, чтобы научить ребенка (тем более не говорящего ребенка) устанавливать причинно-следственные связи между происходящими событиями, и уж тем более потребуется специальная система коммуникации, позволяющая эти причинно-следственные связи описывать. Очень важна целенаправленная работа над формированием временных представлений и знаний о закономерностях происходящих в разное время событий. Отдельного продумывания требует создание условий для проявления ребенком своей компетентности в темах различных учебных предметов. Естественно, учебные коммуникационные карты, которые разрабатываются для изучения вместе с ребенком определенных тем, являются унифицированными, и все ребята подошедшие к этому уровню коммуникации, осваивают учебные темы по одним и тем же картам (пример учебной карты по теме «Время» — рисунок 8).

     То есть, в определенный момент бытовая и учебная коммуникации раскрываются как два крыла бабочки. На обоих крыльях одинаковые узоры — и в той и в другой форме коммуникации могут употребляться одни и те же слова («яблоко» — это «выпрашиваемый объект» в одном случае и фрукт, плод дерева, которое называется яблоня, — в другом). Но контекст употребления слова, следовательно и
семантическое поле, в котором это слово находится (крыло бабочки) — разные. Развивая проведенную ранее аналогию,
бабочка не может летать на одном крыле, и мы должны так организовать работу с ребенком, чтобы параллельно развивалась и бытовая, и учебная коммуникация. Другими словами, чтобы одновременно были созданы условия для развития и эмоционально-волевой сферы ребенка, и системы регуляции его поведения, и всех доступных ребенку видов мышления.

     Из описания появляющихся у ребенка навыков и возможностей понятно, что по уровню когнитивного развития и сформированному вниманию к знаку, такой ребенок готов к обучению чтению и письму, даже если экспрессивная речь так и не появилась по каким-либо причинам. Если двигательные возможности позволяют, на этом этапе от использования коммуникаторов Go Talk мы предлагаем переводить ребенка на использование планшета, снабженного программой JABtalk или любой другой аналогичной программой, позволяющей совмещать пиктограмму с «озвучиванием» соответствующих слов. В этой программе появляются более широкие возможности для разделения бытовой и учебной коммуникации, а объединение всех пиктограмм в одном планшете сильно облегчает жизнь и родителям и ребенку. Кроме того, по мере обучения чтению и письму, ребенок начинает сам подписывать нужные ему пиктограммы, читать подписи к значкам и постепенно подводится педагогами к коммуникации с помощью развернутой письменной речи. Возникает необходимость в объяснении правил словообразования и словоизменения, и постепенно мы подводим неговорящего ребенка к изучению программы по предмету «Русский язык» в объеме начальной школы. На данный момент лишь один ребенок среди наших учеников подошел к этому уровню развития коммуникации, и в настоящее время совместно с мамой этой девочки мы разрабатываем «наполнение» программы JABtalk по различным направлениям бытовой и учебной коммуникации. Но этот процесс пока только начался.


Литература

  • Фон Течнер Стивен, Харальд Мартинсен, Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра/ — М.:Теревинф,2014
  • Фрост Л., Бонди Э., Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. М., Теревинф. 2011
  • Falck K. The Practical Application of Pictogram. Specialpedagogiska institutet och Kerstin Falck. Lycksele. 2001