настройки для слабовидящих
+7(812)575-17-71

E-mail

Пароль

Личный кабинет

Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации для формирования социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра. (на опыте работы ГБОУ школы №25)

Котикова Оксана Валентиновна, учитель ГБОУ школы № 25.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598),категория детей с расстройством аутистического спектра (РАС) выделена в отдельную группу обучающихся, для которой требуется создание специальных социально-педагогических условийцеленаправленного развития эмоционально-личностной сферы, коммуникативного поведения, формирования социальных навыков, что способствует овладению «жизненной компетенцией»[4].

Расстройство аутистического спектра является достаточно распространенной проблемой детского возраста, характеризующееся нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Несмотря на то, что разработана примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, технологии работы в направлении формирования социальных навыков вызывает у большинства педагогов определенные сложности, тем более, когда они сталкиваются с неговорящими учащимися и учащимися, проявляющими проблемное поведение.

Понятие «социальные навыки» включено в предметную область социальной психологии, отражающее степень психосоциального развития индивида, включающего стиль поведения и эмоциональное реагирование человека на социальную действительность. В педагогическом словаре понятие «социальные навыки» определяется, как «набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе» [3]. Педагогической наукойпонятие «навыки» определяется как «устойчивые стереотипы поведения человека, позволяющие ему с минимальными усилиями выполнять определенные типы действий» [2].

Таким образом, социальные навыки можно определить, как формы взаимодействия людей в обществе, включающие коммуникативные умения и знания индивидом образцов поведения в социуме, социальных норм и ценностей, которые позволят ему успешно функционировать в обществе.

Организация педагогической работы с детьми, имеющими РАС требует междисциплинарного подхода и обращения к разработкам в области клинической психологии и медицины.  Имеяболее полное представлениеопсихолого-педагогических особенностях ребенка с аутизмом, педагогможет грамотно выстроить стратегии педагогического воздействия не только в области академических знаний, но и при обучении навыкам решения социальных проблем в разных жизненных ситуациях, что для данной категории детей является приоритетным.

Нарушение социального взаимодействия является основной чертой аутизма, мешающей ребенку выстраивать отношения с другими людьми и социализироваться в обществе.Согласно психологической теории аутизма социальное взаимодействие детей с РАС имеет следующие особенности [1]:

  • Недостаточное осознание существования других людей и их чувств, зачастую неспособность к социальной взаимности и эмоциональному сопереживанию (человек воспринимается как объект, чьи чувства и страдания игнорируются).
  • Искаженное переживание страдания (ребенок не обращается за утешением к близкому взрослому, даже если он испытывает боль или чувствует себя некомфортно, а ищет успокоения стереотипным образом: раскачивание, повторение одних и тех же слов и т.п.).
  • Нарушение процесса подражания. При нормальном развитии ребенок подражает действиям взрослых и старается перенять социальный опыт, ребенок с РАС испытывает затруднения в этом и зачастую механически имитирует действия вне контекста социальной ситуации.
  • В игровой деятельности ребенок с РАС предпочитает предметные игры (выстраивание «рядов» из разных предметов, манипулятивные действия с предметами) и избегает коммуникативных. Других детей или взрослых они могут привлекать в качестве «механических средств» для действий с предметами.
  • Отсутствие способности к играм социальной имитации.
  • Недостаточное понимание норм социального взаимодействия, их абстрактной составляющей (с трудом принимают динамику социальных процессов или спонтанные ситуации, что может выражаться в асоциальных поведенческих реакциях).

Помимо сложностей в выстраивании социального взаимодействия данная категория детей имеет нарушение процесса сенсорной интеграции и трудности в понимании социальных ожиданий, правил и речевых инструкций,что необходимо учитывать при организации педагогической работы с данной категорией детей в группе с другими детьми. При этом, дети с РАС отличаются хорошим пониманием визуальной информации, что является, несомненно, их сильной стороной, на которую нужно опираться педагогув своей работе.

На площадке ГБОУ школы № 25 дети с РАС, обучающиеся по адаптированной общеобразовательной программе (вариант 8.1 и 8.2) интегрированы в группы вместе с детьми, имеющими сенсомоторные и интеллектуальные нарушения.  Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации(ААК) является необходимым условием для организации социального взаимодействия внутри детского коллектива. Средства альтернативной коммуникации (жесты, фотографии, картинки-символы, устройства для генерации речи и т.п.) в образовательном учреждении используются не только для организации коммуникативного диалога, но и для структуризации школьной среды, что в свою очередь, позволяет избегать спонтанных ситуаций,снизить тревожность и частоту случаев проявления проблемного поведения.

Ребенку с аутизмом трудно ориентироваться в больших и открытых пространствах, поэтому пространственно-временная организация среды в образовательном учреждении, где обучаются такие дети является неотъемлемым условием педагогической работы. Помимо материальных границ, которые помогли бы ребенку с РАС понять, где учебная зона, где зона игры, а где можно отдохнуть или уединиться, необходимо обозначить визуальные границы, которые служили бы визуальными подсказками для ребенка и помогали ему ориентироваться в пространстве. Визуальные границы для детей с РАС можнообозначать при помощи, фотографий, картинок-символов (система символов PCS), слов.

Чтобы структурировать время и сделать событийный ряд в школе понятным для ребенка, эффективным приемом является визуализация расписания уроков,режимных моментов, а также содержания самого урока при использовании средств ААК. Данная технология введена в систему педагогической работы ГБОУ школы №25.Следует отметить, что визуализация упражнений, которые должен выполнить ученик, позволяет ребенку с РАС понять, чем он будет заниматься в ходе того или иного урока, увидеть границы занятости и перспективу конечного результата, что делает события, происходящие в школе для него понятными и предсказуемыми.

Вовлечение ребенка с расстройством аутистического спектра, как в предметно-практическую деятельность, в ходе которой усваиваются знания, умения, навыки, присваивается человеческий опыт, так и в деятельность по овладению нормами человеческих взаимоотношений, в ходе которой ребенок усваивает систему социальных отношений. Указанные виды деятельноститребуют выполнения определенной последовательности действий. Учащимся с РАС трудно запомнитьалгоритм действий той или иной деятельности (особенно если этосвязано с коммуникативным взаимодействием) и в дальнейшем применять на практике. В этой связи, использование средств ААК для визуализации действий и их последовательности позволяет учащимся лучше понять происходящее и сделать алгоритм действий при формировании, например, социальных навыков, лучше запоминаемым.

В своей работе педагоги тратят много усилий, чтобы понятьребенка, его желания и потребности, но тому, насколько понятным для такого ребенка является сам педагог, его слова и действия, зачастую не придается должное значение. Хотя с понимания, как процесса получения осмысленного ценностно нагруженного знания, начинается коммуникативный диалог, который предполагает интенсивный творческий поиск согласованных решений в результате взаимодействия всех участников педагогического процесса. С этой целью, учитывая хорошее понимание визуальной информации ребенком с РАС, средства ААК (картинки-символы, жесты и т.п.) используютсякак, дополняющие речь педагога при организации учебного процесса и режимных моментов.

 С понимания начинается коммуникативный диалог, который ребенку с РАС инициировать очень сложно, поэтому работа по мотивации коммуникативной активности, как социального навыка, является важной задачей педагогической работы с данной категорией детей. Как и формирование умений сообщить взрослому о плохом самочувствии или усталости, используя доступные средства коммуникации.

Для обучения неречевых детей, коммуникативному взаимодействию в ГБОУ школе №25 используются средства альтернативной и дополнительной коммуникации такие как: жесты, устройства для генерации речи, карточки с символами, индивидуально подобранные в соответствии с особенностями учащегося и контекста образовательной ситуации. В классах, где обучаются дети с РАС, совместно с психологами разработана система мотивации по инициированию коммуникативных умений и желательного поведения, включающая систему поощрений, чтобы повысить частоту проявления того или иного социального навыка.Для одних детей, это пищевые стимулы, для других- возможность поиграть в любимую игру, для третьих- похвала или инаяформа социальной оценки достижений.

Таким образом, использование педагогами, другими специалистами и родителями средств альтернативной и дополнительной коммуникации открывает для детей с РАС, особенно для тех, кто не владеет вербальной речью, возможности нормальной социальной активности и способствует становлению субъектности учащегося.  Сформированные социальные навыки в период школьного обучения, позволят выпускнику образовательного учреждения участвовать в социальной жизни общества, что является одним из этапов социализации человека с расстройством аутистического спектра.

Литература:

  1. Аппе Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма. [пер.с англ. Д.В. Ермолаев]- 3-е изд.- Москва: Теревинф, - 216 с.
  2. Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. - 432с.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -176 с.
  4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 http://минобрнауки.рф/документы/5132/файл/4068/Prikaz_№_1598_ot_19.12.2014.pdf
  5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017.- 350с.