настройки для слабовидящих
+7(812)575-17-71

E-mail

Пароль

Личный кабинет

ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТОРА GO TALK
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Рыскина В.Л., ГНМЦ «Семья»,
Серебрякова Л.Д., школа 25,
С-Петербург

     Несмотря на то, что психолингвистическая, а вслед за ней и логопедическая теория рассматривает экспрессивную вербальную речь лишь как одно из средств коммуникации и знаковой деятельности, именно развитие экспрессивной речи обычно является основной точкой приложения усилий специалистов. Однако не следует забывать, что устная вербальная речь является только средством передачи той или иной мысли собеседнику.

    Конвенциональная знаковая деятельность ребенка, которая проявляется в процессе коммуникации, которая связана с необходимостью постоянного соотнесения означающего и означаемого используемых знаков, многообразна. Она требует поддержки со стороны окружения. Очевидно и то, что любая знаковая деятельность поддерживает как сам процесс коммуникации, так и когнитивное развитие ребенка. Чем больше у человека возможностей оперировать знаками, чем больше инициатив и реакций он в состоянии проявить и быть при этом понятым, тем больше это отражается на развитии его когнитивных способностей и на личностном развитии.

    Именно это положение лежит в основе развития системы АСС – альтернативной аугментативной (поддерживающей, дополняющей) коммуникации, которая в последние десятилетия широко развивается на Западе, а в последние годы и в России. Речь идет о людях, развитие вербальной речи которых происходит медленно или почти невозможно в связи с органическими нарушениями (церебральный паралич, различные органические нарушения структуры и функции гортани и неба и т.д.).

   Р.М. Фрумкина, анализируя системы ААС (Фрумкина 2003), делает акцент на том, что именно естественный язык служит мощной поддержкой для формирования абстрактных понятий. Однако важно учитывать, что речь практически никогда не идет о замене вербальных средств на невербальные, а только лишь о дополнении одной системы другой. Избыточность символов, репрезентирующих объекты, окружающие ребенка, позволяет развивать разные виды памяти, ассоциативность мышления и, безусловно, лежит в основе развития когнитивных функций и собственно речевой вербальной деятельности.

     Системы ААС могут быть различными по уровню использования технической поддержки. Не требуют технической поддержки жесты, а также коммуникативные доски, тематические книги и альбомы, коммуникативные
карты, поясные брелки. Все это может использоваться без помощи техники. Остальные ААС принято разделять на Low-tech и Hi-tech.

    Широко распространены на Западе (а последнее время появляются и в России) кнопки Step-by-step – диктофоны с проигрыванием одного сообщения или нескольких сообщений (GO TALK), а также компьютерные системы ААС – специальные портативные компьютеры с PSC, синтезаторы речи. Становится все популярнее применение i-pad c программами – коммуникаторами, где очень важной является способность к категоризации, так
как именно по этому принципу организовано большинство программ.

     Рассмотрим на примере использования коммуникатора GO TALK работу логопеда с детьми с отсутствием вербальной речи, серьезными артикуляционными проблемами и несколько сниженной способностью понимать речь.
На GO TALK 428и GO TALK 32 записаны слова – «да», «нет», «хорошо», «плохо», и объекты по тематическим группам (ванная, кухня, фрукты, мебель, продукты и т. д.), а также выражения для построения фраз «я (не) хочу», «мне (не) нравится». В качестве изображений используются пиктограммы, PCS – символы (программное обеспечение GO TALK и Boardmaker) и другие типы изображений, включая целые слова, рисунки, фотографии и схемы, понятные ребенку на данном этапе. Под каждую новую ситуацию готовится новая схема и записывается звук. На занятии также используется кнопка на одно сообщение GO TALK ONE.

Типы ситуаций следующие:

  • предоставление выбора активности – ты хочешь (дуть) или (петь)? (на картинке озвучено несколько вариантов);
  • переспрос – ты правда хочешь (дуть)? (ДА);
  • уточнение выбранного варианта (а на что мы будем дуть?) – ребенок выбирает и нажимает (свечка), (шарик) или (машинки в гараж);
  • выбор цвета и вида объекта – Ты какую машину хочешь и какого цвета? (у воспитателя коробка с машинами, ребенок видит их, среди них легковые машины и грузовики разных цветов) – ребенок нажимает на цвет «красный» (на GO TALK четыре квадрата с основными цветами и «грузовик») – так продолжается, пока ребенок не попросил все машины, с которыми он хочет играть;
  • рассказ о том, что я люблю – «что я люблю есть», «во что я люблю играть», ребенок отвечает на вопрос одним словом;
  • стихотворение «доскажи словечко» – логопед начинает стихотворение, ребенок заканчивает на специально подготовленной странице GO TALK;
  • систематизация и категоризация («что где лежит?», «что мы положим в холодильник», «что ты видел в кухне?»);
  • пересказ истории (после прочитывания сказки или просмотра мультика на специально подготовленной схеме ребенок «рассказывает» или отвечает на вспомогательные вопросы (что было сначала? а потом? а в конце?);
  • игра в лото «у кого что?» – у кого чайник – ребенок нажимает «у меня», у кого диван – ребенок нажимает « у тебя», логопед подтверждает – «да, у меня»; 
  • построение фразы – с помощью последовательного нажатия нескольких кнопок «я – хочу пить, а ты – что хочешь?».

     Коммуникативная инициатива ребенка поддерживается в ситуациях выбора «ты во что хочешь сегодня играть? какой звук мы будем петь?» и т.д., в ситуациях, когда он просит «хочу другую игру», что является очень важным в ситуации достаточно структурированного логопедического занятия.

     Важно, что «озвучивание» ребенка (когда он пользуется «чужим» голосом для участия в диалоге) дает дополнительную мотивацию для выполнения заданий. Отработка артикуляции тоже становится более интересной
для ребенка, так как его попытки сразу же записываются на GO TALK ONE, и он может прослушать и с удовольствием повторяет по нескольку раз отдельные звуки и слоги, улучшая произношение (чтобы кнопка говорила красиво ЕГО голосом). Это оказывается важным еще и потому, что голос, который записан в коммуникаторе на начальном этапе, не нейтральный, а очень выразительный, привлекающий внимание и задающий позитивное настроение. Детям нравится нажимать и «разговаривать» с помощью этого голоса, и они стараются подражать ему при записи на коммуникативную кнопку.

     Важным также является, что логопед периодически использует в своей речи GO TALK, конструируя фразу «Я люблю «принимать душ», а ты что любишь?». Это позволяет ребенку увидеть модель – с помощью коммуникатора говорят не только дети, которым трудно говорить, но и взрослые. Эта игра постепенно помогает понять, что такое коммуникация с помощью дополнительных технических средств.

 

Литература
1. Дюкен Ф, Лопатина Л.В. Альтернативные средства коммуникации с неговорящими детьми. Учебное пособие. СПб., РГПУ им. Герцена, 2001.
2. Рабэ З Коммуникация при помощи технических средств – В сб.: Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод.пособие/ Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Минск, БГПУ, 2009, с. 40.
3. Рыскина В.Л., Лазина Е.Э. Коммуникация – это не только слова, СПб., Everychild, 2007.
4. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS).
5. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.