настройки для слабовидящих
+7(812)575-17-71

E-mail

Пароль

Личный кабинет
09 Июнь 2020

Базальная стимуляция в организации развивающего процесса для детей со множественными нарушениями (ч.2).

Базальная стимуляция в организации развивающего процесса

для детей со множественными нарушениями (ч.2).

Часть 1

 

Анна Самарина

Эрготерапевт

Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства

 

Чем обычно наполнена жизнь ребенка с тяжелыми множественными нарушениями (далее с ТМНР)? Особенно в первые годы его жизни обязательно присутствуют медицинские учреждения, доктора и медсестры, большое количество неприятных процедур, часто ежедневных. Также это постоянные переезды, посещение различных больниц, переживание разных по интенсивности «лечений». Далее добавляются реабилитационные мероприятия, ребенка начинают окружать множество незнакомых взрослых, которые достаточно интенсивно и настойчиво внедряются в его личное пространство, создают много условий, которые завышены по своим ожиданиям для ребенка. Например, логопеды, которые достаточно быстро, буквально на первой встрече могут уже прикасаться к лицу, ко рту, к языку ребенка. Физические терапевты, которые стремятся сразу и быстро мобилизовать ребенка, с опорой на его собственные силы, с целью развить его собственную активность, на которую ребенок с ТМНР может быть сразу не способен. Педагоги, которые плохо знакомы с самим ребенком, часто достаточно интенсивно вступают с ним в контакт, стараются «максимально его стимулировать», чтобы «не упустить драгоценное время и добиться максимального результата развития». К сожалению, этот стандартный дефектологический подход к работе с детьми с ТМНР не является подходящим, он не учитывает возможности и потребности такого ребенка.

 

Темп усвоения новой информации у детей с ТМНР гораздо медленнее, чем это ожидается, способность осваивать обычные навыки, которые необходимы для самостоятельной жизни сильно затруднены. Состояние здоровья требует постоянного мониторинга и дополнительно осложняет развивающие процессы. Например, регулярные эпилептические приступы, которые являются частым явлением в жизни детей с ТМНР, диктуют семье свой образ жизни: регулярные визиты в больницы и медицинские обследования, прием сильнодействующих и заметно влияющих на состояние ребенка лекарств, восстановительный процесс после каждого приступа, адаптация после смены лекарств – все эти процессы отнимают у ребенка время и силы. Но в данном случае это жизненная необходимость, от которой невозможно отказаться и ее надо учитывать, выстраивая развивающий план для ребенка. Для каждой семьи будет свой план, учитывающий особенности здоровья и развития их ребенка.

Уровень развития ребенка ведет в большинстве случаев к тому, что ребенок находится в состоянии симбиоза с матерью и плохо понимает себя, как отдельного человека, не понимает, где заканчивается окружающая среда, а где начинается он сам. Тот образ жизни, который насыщен большим количеством медицинских и реабилитационных мероприятий скорее всего сопровождается тем, что у ребенка появляется очень малый опыт безопасных отношений и доверия к тому, что происходит вокруг. Развитие коммуникации у такого ребенка сильно затруднено и возможности сообщить о своих потребностях так, чтобы его поняли – почти нет. Все, что доступно ребенку в данной ситуации, это использовать плач, демонстрировать отказ от чего-либо, и это превращается в регулярное использование «трудного поведения» в качестве коммуникации.

Жизнь ребенка с ТМНР представляет собой множество ситуаций, когда ребенок испытывает ситуации различной депривации: двигательной, сенсорной, когнитивной, эмоциональной, социальной. Аналогичную депривацию вызывают также те стимулы, которые не соответствуют его потребностям и уровню развития. Порой бывает так, что те развивающие стимулы, которыми окружают ребенка соответствуют уровню нагрузки, как если бы ребенку из детского сада предложили послушать роман «Война и мир».

Стратегически важно выбирать те стимулы, которые действительно сейчас подходят для ребенка с ТМНР.

Одним из направлений работы в концепции базальной стимуляции является сохранять жизнь и развиваться. Базальная стимуляция предлагает соответствующий подход в развитии и общении с ребенком, который находится в тяжелом состоянии и нуждается в постоянном медицинском уходе. В таких случаях развивающие занятия с педагогами и другими специалистами отходят на последний план. Все ресурсы семьи уходят на то, чтобы сохранить базовые возможности ребенка – кушать, реагировать адекватно на родителей, сохранять хорошее настроение, быть здоровым. Дополнительная нагрузка лишь усугубляет состояние. Базальная стимуляция в таком случае предлагает универсальный набор развивающих мероприятий, который будет подходящим для ребенка даже в таком состоянии. Эти игры и упражнения не только помогут ребенку чувствовать себя, ощущать свое тело, но и получать необходимое для его нервной системы базовое развитие. Часто под «развитием» понимают прямо освоение новых навыков взаимодействия с окружающим миром, совершенствование двигательных навыков, улучшение академических навыков, речевых и умственных способностей. Но если речь идет о ребенке с тяжелыми множественными нарушениями, то говорить о стандартном развитии не уместно, а также неэффективно для ребенка и его окружения. Развитие ребенка с ТМНР часто ограничивается именно базовыми стимулами, которые обычно помогают человеку осваивать свое тело, развивать способность им управлять, а также увеличивать уровень самостоятельности во время ежедневных рутин. Безусловно, способность понимать логику событий, значение картинок и слов – необходимые навыки для качества жизни любого человека, но не являются самыми простыми в их освоении. Каждый навык, которым постепенно овладевает ребенок, имеет свою степень сложности – от самых простых и маленьких шагов, до способности соблюдать последовательность маленьких шагов, из которых и состоят самые простые рутинные дела. Пока ребенок не освоил достаточно хорошо базовые навыки, возможность научиться более сложным - минимальна, или даже полностью ограничена. Базальная стимуляция предлагает начинать развитие ребенка, используя следующие упражнения:

 

Первое упражнение «Понимать свое тело»

Минимальная собственная физическая активность, которой владеют дети с ТМНР, не является достаточной для того, чтобы уметь хорошо двигать своим телом. Обычный ребенок в первые годы своей жизни очень активен, постоянно двигается, осваивая все новые двигательные навыки, многократно их повторяя и усовершенствуя. Его тело постепенно становится его послушным «инструментом» для успешного взаимодействия с окружающим миром. И только многократные повторения, и тренировки позволяют ему быть в этом успешным.

Дети с ТМНР способны на крайне низкую или ограниченную двигательную активность. Это ведет к тому, что у нервной системы крайне мало шансов создать адекватный образ собственного тела, понять его возможности, размеры, чтобы им эффективно управлять. Это очень похоже на состояние затекшей руки и ноги, только во всем теле. К тому же добавляется то, что предметный мир вокруг также не является помощником в том, чтобы понять себя – мягкие матрацы и подушки, одеяла еще больше способствуют тому, чтобы раствориться и потеряться в собственном теле. В итоге в сознании у ребенка есть в его распоряжении «облачко», которое крайне плохо слушается и совсем не помогает двигаться скоординировано. К тому же это «облачко» периодически болит, тянет, щиплет, колет, дрожит, сводит и так далее, что приводит к еще большей потере ориентации в собственном теле. Первое важное упражнение должно помочь ребенку осознать, какое у него тело, какого она размера, и где его границы.

Лучше всего проводить его на руках взрослого, чем в мягкой подушке. Тело взрослого человека является лучшим «креслом» для такого ребенка, давая ему уже просто от прикосновений очень ясные и понятные сигналы – там, где сгибается сустав у ребенка, там сгибается и сустав у взрослого; там, где твердая кость сустава у ребенка, там же встречается сустав у ребенка. Синхронные движения тела взрослого с ребенком вместе (сидя вместе раскачиваться в разных направлениях, разворачиваться, ложиться, подниматься, двигать руками и ногами и др.) помогут ребенку почувствовать в полной мере что такое крупно-моторные движения. Важно, что это будет происходит естественно, так как обычно и движется человек, то есть движения будут происходит из середины тела и заканчиваться на его периферии. Главным отличием такого движения от массажа будет то, что это создаст полное ощущение естественного движения телом, а не то, которое начинается чужими руками извне.

Также тело взрослого станет некой рамкой, в которой будет находиться ребенок, и этого будет достаточно, чтобы сделать большой шаг в понимании границ своего тела.

 

Второе упражнение «Концепция моего тела»

Каждый человек знает, что у него есть руки, ноги, спина, живот. Он знает, как они расположены, что, когда делают. За это отвечает чувствительность от внутренних органов, которая развивается также постепенно и улучшается при условии достаточной двигательной активности. Рецепторы, которые обеспечивают эту чувствительность находятся в суставах, связках и мышцах. Наиболее чувствительны у человека суставы. Это является настоящим ресурсом в работе с детьми с ТМНР. Второе упражнение направлено на развитие внутренней чувствительности ребенка, чтобы он тоже понимал, где располагаются его части тела и что с ними происходит. Зачем это нужно? Понимание своего тела является первым шагом в том, чтобы осознанно управлять им, координировать свои движения, эффективно вступать в контакт с окружающим миром.

Во время второго упражнения важно не торопиться, не суетиться. От взрослого потребуется последовательность, чуткость и низкий темп своих действий. Необходимо создать яркие и отчетливые ощущения в суставах ребенка, потому что именно они создают схему тела (по сути, обозначают скелет, ключевые точки для осознанного движения). Начинать также следует с «центральных» суставов, переходя к «периферийным». Положите обе руки на торс ребенка, где находится его грудная клетка. Веса рук взрослого будет уже достаточно для того, чтобы внутренние рецепторы начали посылать сигналы. Здесь важно помнить, что скорость реакции ребенка с ТМНР медленная, важно ждать, пока он отреагирует каким-либо способом, прежде чем двигать руки дальше. После того, как ребенок почувствовать новые для него ощущения, прочувствовал их, можно передвинуть руки на бедренный сустав. Также важно соблюдать временной отрезок, необходимый ребенку для восприятия, обработки и реакции на новые стимулы. Далее можно положить руки на плечи. После можно брать одну ногу и уже более отчетливо сжать между ладонями коленку, голеностоп, стопу. Также проделать со второй ногой, и обеими руками. Важно помнить о правиле непрерывного прикосновения! Необходимо всегда сохранять физический контакт одной рукой, внезапные прикосновения к ребенку спровоцируют состояние тревоги, повысят тонус и стресс в ответ на ваши прикосновения.

 

Третье упражнение «Суставная гимнастика»

Это упражнение помогает осуществить принцип базальной стимуляции «Ощущать собственную активность».

В случае если ребенок спокойно переносит два предыдущих упражнения и не демонстрирует усталости, рекомендуется продолжить и сделать третье упражнение – соединить два предыдущих в одно. Теперь можно прикоснувшись к какой-либо суставу, сначала дать его осознать (его наличие в теле), а следом совершить движение, чтобы завершить полную картину своего тела. Важно помнить о том, какая скорость движений и смены ощущений понятна и приемлема для ребенка и не ускоряться. Кроме того, суставная гимнастика важна как необходимое профилактическое мероприятие – она предотвращает деформацию суставов и их контрактуры.

 

Крайне противопоказаны следующие упражнения:

Стимуляция ладоней массажными шариками, а также начало любого контакта с ребенком через ладони и его руки; визуальная стимуляция как первое мероприятие в планировании развивающих игр; классическая адаптивная физкультура, которая требует высокой собственной активности ребенка, на которую он еще не способен (ставить искусственно на коленки, чтобы учить ползать, сажать искусственно без опоры, чтобы учить сидеть, раскачивать на мяче, в любом положении), использовать игры, требующие мелко-моторные навыки, как нажимать кнопки, показывать пальцем в книжке, в планшете; предлагать тактильные доски/книжки/коробки; делать классический массаж на все тело.

 

Четвертое упражнение «Ориентация в пространстве»

Следующим важным шагом в освоении своего тела является умение понимать, в каком положении находится тело (лежит, сидит, стоит), осознавать и не бояться, когда происходит перемещение из одного положения в другое. За эту способность ответственны вестибулярный аппарат и зрение. По отдельности эти две сенсорные системы помогают освоить уровень базового восприятия (вестибулярный аппарат помогает понимать, в каком положении находится голова, а зрительный канал помогает ориентироваться только во внешних событиях). Вместе эти два сенсорных канала позволяют не терять контроль над своими ощущениями, когда ребенка носят на руках, а также понимать, что такое глубина пространства и перспектива пространства.

Для этого важно начинать с того, чтобы базовую вестибулярную стимуляцию (см. выше) соединить со зрительной стимуляцией. Для этого достаточно ребенка, сосредоточившегося зрительно на любом предмете, начинать перемещать/раскачивать в пространстве относительно этого предмета (имитируя качели, вперед-назад, из стороны в сторону). Раскачивание должно быть очень медленным, важно, чтобы ребенок во время перемещения не терял фокусировку с предмета. Движения должны быть постепенными, учитывающими возможность ребенка фокусироваться и удерживаться взглядом на предмете. Возможно, придется начать с покачивания телом на 10-15 сантиметров, прежде чем он сможет лучше переносить вестибулярную стимуляцию и сохранять концентрацию внимания на предмете.

 

Эти упражнения создают ребенку уверенную базу управления своим телом. Их важно делать ежедневно, а также интегрировать их в ежедневные рутины. Например, во время смены подгузника, можно не просто быстро помыть и переодеть ребенка, а дать ему возможность побыть без одежды какое-то время и сделать «базальный», глубокий массаж области бедер и ножек. Это позволит ребенку понять, что в данный момент происходящие с ним события происходили внизу живота и с ногами. Также на время переодевания можно запланировать больше времени, чем это обычно делается.

Организация жизни ребенка с тяжелыми множественными нарушениями происходит на нескольких уровнях нормализации их жизни: базовый уровень, касающийся физиологических процессов, уровень простейшей активности в своей жизни, уровень целенаправленного развития, и уровень социализации в обществе. Тут важно говорить именно о процессах нормализации самой простой, рутинной жизни, связанной с ежедневными жизненными ситуациями. Зачастую жизнь таких детей строится вокруг большого количества медицинских мероприятий, которые диктуют режим дня, активность всех членов семьи, а также их социальную жизнь. Например, в жизни такого ребенка рутина кормления выглядит совершенно иначе, чем у других детей, значительно сложна в исполнении. Вполне может быть, что ребенок с ТМНР питается через пищевой зонд, и это происходит лежа в кровати. Или это долгое, длиной в час кормление всегда кашеобразной пищей, в полулежащем состоянии, с трудностями для обеих сторон: ребенок плохо глотает, мало кушает, мама не знает, как эффективно его накормить. Рутина одевания и раздевания часто сокращается, а порой и упускается, так как ребенок может в силу состояния здоровья не покидать кровать в течение дня, поэтому взрослые могут не видеть смысла в том, чтобы несколько раз на дню переодевать ребенка. Тоже самое часто происходит с рутиной купания и чистки зубов. К сожалению, логика «раз не ест сам ртом, зачем чистить зубы» или «не дает открыть ему рот, плачет во время чистки зубов, поэтому не будем причинять ему неудобство» ведет к тому, что у ребенка эта рутина отсутствует в его жизни. Купание также может стать сложной для родителей процедурой, на которую они решаются только 1 раз в неделю. Хотя в норме купать маленького ребенка 4-6 раз в неделю.

Двумя важными условиями нормализации являются возможность самостоятельно что-либо выбирать, изменять, выражать собственное мнение и право знать, что собираются с тобой сделать. Практика показывает, что эти два условия часто не соблюдаются, ребенок превращается в «куклу», за которой надо ухаживать. Базальная стимуляция помогает вовремя остановиться и прислушаться к своему ребенку, создать ежедневный уход таким, что ребенок будет успевать понимать, что происходит вокруг него, а также гораздо больше участвовать в этом процессе. Если ребенок испытывает трудности с жеванием и глотанием пищи из-за высокого тонуса мышц рта и гортани, то каждый прием пищи становится для него испытанием, длится очень долго. Мама, стремящаяся улучшить этот процесс, делает это по-своему, и чаще всего находит такое решение: кормит ребенка в полулежащем состоянии, чтобы еда естественным образом оставалась во рту ребенка, и он мог бы побольше съесть. Однако, такое положение тела только ухудшает способность ребенка жевать и глотать, а соответственно и его общее состояние.

Базальная стимуляция предлагает максимально приближать рутины к тому ее естественному ходу, который должен быть. Например, находиться в положении сидя во время еды, чтобы организм получал достоверные сигналы изнутри, как это происходит у всех людей. Это необходимо для того, чтобы мозг ребенка получал правильный опыт, частый в своем повторении. Такой базовый опыт будет служить фундаментом, чтобы понимать и осваивать более сложные знания и навыки.

К таким базовым рутинам, требующим первостепенного вмешательства, относятся: еда, перемещение в пространстве, гигиена, свободное времяпрепровождение, сон.

Как и еда, так и перемещение ребенка в пространстве должно быть для него понятным, предсказуемым. Часто можно наблюдать ситуацию, когда ребенок совсем не готов к тому, что его будут брать на руки, поворачивать, переносить, да и вообще просто где-то трогать. Как уже упомянуто выше, существует несколько правил того, как необходимо организовать такое физическое взаимодействие.

У каждого человека есть зоны высокой чувствительности на теле, и важно уважать каждого ребенка, и стараться не трогать эти зоны сразу, при первом контакте. Сюда относятся ладони, лицо ребенка, стопы, живот. Безопасной зоной является плечо и предплечье. Обычно люди спокойно переносят эти прикосновения, и приветствие в области плеча является положительным опытом. Любое перемещение ребенка в пространстве должно имитировать те движения, которые совершает обычный человек. Например, если ребенок лежал, то его необходимо сначала посадить и дать ему посидеть некоторое время, прежде чем дальше брать на руки и переносить. В момент, когда человек принимает вертикальное положение (сидя, стоя), у него начинают работать интенсивно вестибулярная система, зрительная, мышцы и суставы выполняют новую и дополнительную нагрузку. Важно снова помнить о том, что скорость обработки информации у ребенка с ТМНР ниже, чем у обычного ребенка, и ему требуется больше времени, чтобы адекватно отреагировать на то, что он теперь не лежит, а сидит. Реакция ребенка подскажет, готов ли он к дальнейшему перемещению. Безусловно, каждое действие должно предваряться – необходимо ребенку сообщать о том, что сейчас произойдет. Вероятно, для этого нужно будет использовать дополнительные средства коммуникации, которые помогут ребенку понять, что его ждет. Уровень развития ребенка может быть таким, что словесная инструкция недоступна для понимания ребенка, и только предмет, вложенный в руку, поможет ребенку понять будущие события. Таким же знаком может быть характерный звук, запах, вкус, движение, прикосновение в определенной части тела.

 

Следующее очень важное направление развития, которое обязательно должно быть в жизни ребенка – это возможность вступать в коммуникацию, общаться с окружающими его людьми доступными ему средствами и на его уровне возможностей – принцип базальной стимуляции «Общаться и встречаться с другими людьми». На данный момент во всем мире применяется альтернативная и замещающая коммуникация для любого человека, независимо от его уровня развития и его возможностей. Альтернативная коммуникация организуется уже в том случае, если у ребенка в полтора года не появилась никакая способность вступать и поддерживать коммуникацию, слабо развиваются такие предречевые навыки, как глазной контакт, коммуникативная инициатива, умение смотреть в лицо и слушать собеседника, использовать жесты и простые вокализации для поддержки диалога и выражения своих потребностей. Несмотря на частое мнение о том, что дети с ТМНР плохо понимают речь и картинки, это может быть ошибочное впечатление. За ограниченным репертуаром коммуникативных навыков часто может скрываться сохранный интеллект у ребенка, который не имеет возможности проявиться через обычную речь. Однако, когда ребенку предоставляют возможность общаться через технические средства коммуникации, через замещающую коммуникацию (картинки, предметы), у него появляется реальный шанс полноценно заявлять о своих желаниях, принимать участие в общих беседах и чувствовать свою полноценность.

 

Коммуникация на базовом уровне имеет разные уровни проявления, которые необходимо учитывать в работе с детьми с ТМНР. Самый первый уровень – это соматический, он характерен для детей с самыми тяжелыми нарушениями. Этот уровень коммуникации представляет собой реакции ребенка соматического характера: изменение сердцебиения, температуры тела, дыхания, покраснения кожи, изменение привычной картины движений тела, как замирание или наоборот, повышенная активность, простейшая мимика лица, улыбка, открытый рот, зажмуривание глаз, или наоборот, широко открытые глаза, и другие.

Эти простые реакции происходят скорее на уровне рефлективном, как естественная реакция на происходящие события. Следующие уровни базовой коммуникации постепенно обретают все более ясные и понятные окружающим движения, жесты, мимику лица, подходящую реакцию на слова, действия, ощущения.

Главной задачей взрослого в случае развития навыков коммуникации у ребенка с ТМНР является хорошее понимание тех коммуникативных «моделей», которые использует ребенок в общении с другими людьми. Это необходимо для того, чтобы выстраивать с ребенком уважительные отношения, построенные на взаимном понимании, способности выражать свои чувства и ориентироваться на мнение другого человека. Если у ребенка есть взрослый, который внимательно и чутко видит его коммуникативные сигналы, оставляет ребенку время на то, чтобы понять, что с ним происходит и отреагировать на эти события, а также поменять что-то вокруг, что причиняет дискомфорт, или наоборот, создать приятные условия пребывания, то у ребенка не только появляется уверенность в ситуации и обстановке, а также знание о том, что он полноценно может влиять на ситуацию, в какой-то мере контролировать ее. Вторым важным развивающим эффектом в этой ситуации является то, что у ребенка закрепляется навык использовать коммуникацию в любом доступном ему виде, развивать ее, усложнять и активно везде использовать.

Самостоятельно ребенок сможет освоить только то, насколько ему позволит контроль за собственным телом и его движениями. Использование любого вида коммуникации (технических средств, жестов или звуков) требует порой тонких и хорошо скоординированных движений. Для того, чтобы скоординированные движения состоялись, необходимо заниматься с ребенком в нескольких направлениях одновременно: физический терапевт (или эрготерапевт) определяет ту часть тела, которая слушается ребенка лучше всего. Это могут быть ручки, а также ножки, или даже просто голова. Специалист определяет, насколько большие у ребенка возможность совершать этой частью тела движения для того, чтобы подобрать для него такие средства коммуникации, которыми он сможет успешно манипулировать. Например, для ребенка с высоким тонусом мышц в руках подойдет коммуникативный планшет с очень большими кнопками, чтобы ему не пришлось использовать пальцы, а нажимать на кнопку всем кулачком. Либо в случае, если осознанные движения могут сделаны только головой, коммуникативные кнопки крепятся на уровне головы. Также для детей, у которых работает только 2-3 пальца, подбираются джойстики, с помощью которых ребенок управляет компьютерной коммуникативной программой на экране. Для детей, у которых присутствуют очень сильные когнитивные нарушения, используют простейшие картинки со словами «Да» и «Нет», которые расположены на разных сторонах кровати или их стула. Зачастую небольшое движение руки в области знака «Да» уже будет означать согласие ребенка, и протест, если ребенок двигает рукой в область со знаком «Нет». Использование больших картинок и карточек доступно любому специалисту и взрослому, ухаживающему за ребенком. Обучение ребенка использованию коммуникативных карточек начинается с того, что ребенку предлагают ту деятельность, с которой он соглашается в большинстве случаев, радуется, если эта активность начинается (мама поет песенку и берет на руки, видит любимую игрушку, купается, играет с домашним питомцем и др.), одновременно ребенку демонстрируется карточка со значением «Да» (обычно она изготавливается символично зеленого цвета). Также вариантом выражения согласия может быть изображено схематично улыбающееся лицо в черно-белых тонах. Это упрощает ребенку понимание значения картинки, а также ее визуальное восприятие. Постепенно ребенок запоминает ассоциацию своих ощущений с этой картинкой – раз я вижу улыбающееся лицо, значит я испытываю радость и желание заниматься этой активностью. Аналогично ребенок видит картинку отказа («Нет» на красном фоне, лицо грустное черно-белое лицо) каждый раз, когда он демонстрирует явные признаки протеста той или иной деятельности. Со временем ребенок сможет отвечать на вопросы с помощью этих картинок. Некоторые дети отчетливо переводят взгляд на ту картинку, которая отражает их состояние или мнение, кто-то поворачивает голову в сторону картинки, а кто-то способен дотронуться до нее рукой.

Такие картинки могут быть не только способом общения самого ребенка, но и способом сообщить ему о том, что с ними будет происходить сегодня, завтра, сейчас. Возможно, у ребенка есть нарушение слуха, либо нарушение восприятия и понимания речи, а визуальное изображение будущих и предстоящих событий поможет существеннее, чем усиленная концентрация на речи другого человека. Принцип базальной стимуляции «Понимать происходящее, передавать смысл и значение того, что происходит с самим собой» достаточно успешно реализуется с помощью описанных выше действий.

 

Самое важное в работе по развитию коммуникативных навыков ребенка является не ограничивать его теми стимулами, которые могут показаться внешне для него самыми подходящими. В истории известно много случаев того, как люди с серьезными трудностями в мобильности осваивали письменную речь, читали книги, получали образование.

 

Следующие принципы базальной стимуляции «Познавать окружающий мир» и «Открывать для себя мир» реализуется с помощью правильно подобранного стимулирующего материала, который помогает развивать когнитивные способности и игровые навыки ребенка.

Специалисты сталкиваются зачастую с трудностями диагностики уровня развития ребенка, особенно его умственных способностей. Зрение и слух позволяют ребенку воспринимать окружающий мир, но порой взрослому не понять сразу, что же из предложенной информации нашло у ребенка отклик, понимание и имело для него смысл. Эта ситуация вызывает у взрослого сомнения в том, нужно ли ребенку вообще предлагать игрушки, книжки, гулять с ним в зоопарке, музее и так далее. Базальная стимуляция предлагает также определенный алгоритм подбора подходящего стимульного материала для каждого ребенка индивидуально, с максимальной пользой для его развития.

Самое первое и важное правило – соблюдать принцип нормализации жизни ребенка, предоставляя ему возможность проживать все обычные типичные домашние события. Если в жизни ребенка будут все рутины, организованные с учетом его ритма, то они создадут ребенку полный спектр тех ощущений и стимуляции, необходимых для развития как базовых, так и специальных навыков. Например, во время утренних процедур ребенку можно создать условия для двигательного стимулирования, визуального, слухового, тактильного. Во время перемещения по квартире из своего кроватки в стульчик, дальше по самой квартире, в ванную ребенок получит вестибулярное, проприоцептивное стимулирование, которые будут развивать его способности в том, чтобы держать голову вертикально (в дальнейшем и все тело), смотреть глазами во время перемещения и учиться воспринимать и понимать пространство. Во время умывания и чистки зубов ребенок будет получать помимо всех предыдущих ощущений вкусовую и обонятельную стимуляцию, которая бодрит и подготавливает к успешному приему пищи. Завтрак предлагает много вкусовых и обонятельных стимулов, а также естественным образом учится опять же сохранять позу сидя, держать уверенно голову, вступать в коммуникацию с мамой, понимать свои желания и сообщать о них.

Часть 3.