настройки для слабовидящих
+7(812)575-17-71

E-mail

Пароль

Личный кабинет
09 Июнь 2020

Базальная стимуляция в организации развивающего процесса для детей со множественными нарушениями (ч.3).

Базальная стимуляция в организации развивающего процесса

для детей со множественными нарушениями (ч.3).

часть 1

часть 2

 

Анна Самарина

Эрготерапевт

Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства

Алгоритм для успешного развивающего ухода для ребенка с ТМНР:

  1. Проверить позу ребенка, которая должна быть во время деятельности в обычном случае: кушать сидя в стуле, умываться и чистить зубы стоя с поддержкой у раковины (если это позволяют возможности ребенка), играть сидя с мамой, или лежа на животе, чтобы руки были свободны для манипуляции с предметами, проводить свободное время сидя в специальном стуле, а не лежа в кровати, гулять сидя в специальном кресле, а не лежа в коляске и так далее. С точки зрения базальной стимуляции ребенок получает в вертикальном положении хорошую стимуляцию вестибулярного аппарата, суставную и мышечную нагрузку. Это стимуляция помогает в дальнейшем развивать лучший контроль за собственным телом.

 

  1. Создать возможность ребенку присутствовать во время семейных событий со всей семьей, а не находиться одному в кроватке. Любой семейный ужин, просмотр телевизора, общение создает для ребенка большое количество возможностей получать многообразные стимулы, а также учиться ориентироваться в том, что происходит вокруг него. Одной из самых распространенных трудностей, которая беспокоит детей с ТНМР, провоцирует лишнюю тревожность – это отсутствие возможности ориентироваться в событиях дня, в помещении и влиять на происходящее. Возможность наблюдать за мамой и папой, слушать их речь, музыку из телевизора, трогать предметы, которыми сейчас пользуются сами взрослые, реагировать на происходящее, вступать в коммуникацию – естественные ситуации, которые повторяются много раз в день помогут отработать и автоматизировать нужные навыки для ориентации в собственной жизни.

 

 

  1. Использовать средства дополнительной коммуникации для ребенка во время каждой активности в течение дня. Это могут быть просто картинки, обозначающие предстоящие с ребенком действия, или события, вплоть до сложных технических приспособлений, как коммуникативные планшеты, с помощью которых ребенок сможет полноценно общаться – задавать вопросы, отвечать на них, комментировать происходящее.

 

Таким образом каждая рутина в течение дня помогает родителям естественно развивать своего малыша без организации специальных мероприятий и занятий.

Однако работа педагогов также востребована в поддержке развития такого малыша. Даже если взрослые смогут нормализовать рутины ребенка, касающиеся ухода и еды, то часто возникают трудности с организацией таких рутин, как «Свободная игра», «Совместная игра с другим человеком», «Чтение книг» и так далее.

Педагог сможет помочь определить уровень развития интеллекта ребенка, подобрать подходящие для него игрушки, научить в них играть ребенка, а также проконсультировать маму, как ей организовать процесс игры в домашних условиях, чтобы он гармонично встроился в обычную жизнь семьи. Для этого также важно применять вышеописанные принципы, которые включают в себя поиск подходящей позы во время игры, адаптация игрушек для каждого ребенка индивидуально, а также организация коммуникации и общения во время игры.

Подбор игрового материала для ребенка с ТМНР не должен быть ограничен теми игрушками, которые интересны и предназначены детям младенческого возраста. Зачастую детям с ограниченными возможностями интересны сверстники, которые играют в куклы, посудку, сюжетно-ролевые игры, читают книги, и так далее. Задачей взрослых в таких случаях будет «стать руками» этого ребенка и играть за него на его глазах. Адаптация игрушек под возможности ребенка, позволяющие держать игрушки в руках не пальцами, а, например, за счет крепления на кулачок, помогут значительно увеличить уровень собственной активности ребенка в любой игре.

 Заключение

Метод базальной стимуляции является самым подходящим для начала работы специалиста, который помогает семьей с ребенком, у которого тяжелые множественные нарушения. Базальная стимуляция не является единственным подходом, но представляет собой рамки, в которых желательно выстраивать все развивающие мероприятия. Базальная стимуляция позволяет увидеть и учесть все аспекты жизни ребенка, помогает семье нормализовать рутины, облегчить их и обеспечить развитие ребенка в ежедневных простых активностях.

Базальная стимуляция, выполнив свои развивающие задачи в начале, дает возможность появляться у ребенка более сложным навыкам, поддерживает развитие и состояние ребенка в тяжелые моменты, обусловленные состоянием здоровья, резко меняющихся условий жизни.