Дети, нуждающиеся в дополнительной и альтернативной коммуникации (ААС), составляют разнородную группу. Существует много причин, почему у детей отсутствует речь и почему им может быть полезно использование ААС. Также существует много форм ААС. Поэтому важно дать функциональную оценку каждому ребенку и определить, какой тип ААС может быть ему полезен. Cложный процесс оценки ставит целью собрать информацию, необходимую для принятия решения, и предоставить ребенку лучшие из возможных средств коммуникации (Lloyd, Fuller & Arvidson, 1997; von Tetzchner & Martinsen, 2014). Методы оценки включают интервью, наблюдение, тесты, опросные листы, а также нестандартизированные средства. Важно сочетать различные методы. Они дополняют друг друга, и объединенная информация служит лучшей основой для принятия решений и рекомендаций, а также для постановки целей для ребенка и педагогов (Sattler, 2008).
Оценка потребностей в ААС требуется, чтобы выявить детей, которым необходима ААС, определить их коммуникативные навыки, сильные и слабые стороны, и чтобы убедиться в том, что дети, уже использующие ААС, всегда имеют в своем распоряжении лучшие из возможных средств общения. В обеих группах оценка должна иметь в виду как ближние, так и будущие коммуникативные потребности детей (Beukelman & Mirenda, 2013, p. 101). Эта статья посвящена детям, но важно учитывать, что многие пользуются ААС пожизненно. Среди взрослых пользователей ААС есть и те, кто использует ААС с детства, и те, кто позже потерял речь из-за болезни или травмы.
Данная статья освещает наиболее важные области оценки, когда принимается решение, нужны ли ребенку ААС, или, если ребенок уже использует ААС, хорошо ли адаптирована его система коммуникации и применяемый подход к его потребностям. Такая оценка требует совместных усилий специалистов и учреждений разного профиля, поскольку оценивать приходится и ребенка и его окружение с точки зрения множества аспектов (Cockerill & Fuller, 2001). Несмотря на то, что статья посвящена детям, принципы, способы и средства оценки применимы и к взрослым.
Модель оценки
При оценке потребности ребенка в ААС следует принимать во внимание много факторов. Структурировать процесс оценки можно с помощью «АСС Пирамиды» (Stadskleiv, Schiørbeck, Seeland & Lillehaug, 2014). Пирамида базируется на основании — ранней идентификации — она и должна стать основой для выявления всех детей, которым может требоваться ААС (см. рисунок 1). Над основанием пирамиды — три уровня, два нижних отражают обеспечение правильной поддержки, а верхний относится к контролю и сопровождению.
Чтобы понять, какая поддержка будет правильной, необходима как общая основная оценка, так и специализированная оценка ААС. Основная оценка касается аспектов здоровья, двигательных функций, общения, познания и окружающей среды. Она расположена в основании пирамиды, так как оценка ААС всегда должна основываться именно на результатах основной. Для AAC нужно оценить тип общения (язык жестов, графические или тактильные символы), уровень сложности языка и метод доступа к дополнительным средствам коммуникации, а также требуется понять, что необходимо ребенку, чтобы поддерживать общение в повседневной жизни. Цель оценки ААС — найти средства и стратегии общения, которые дадут ребенку наилучшие возможности для взаимодействия с детьми и взрослыми.
Оценка потребностей в ААС требуется, чтобы выявить детей, которым необходима ААС, определить их коммуникативные навыки, сильные и слабые стороны, и чтобы убедиться в том, что дети, уже использующие ААС, всегда имеют в своем распоряжении лучшие из возможных средств общения. В обеих группах оценка должна иметь в виду как ближние, так и будущие коммуникативные потребности детей (Beukelman & Mirenda, 2013, p. 101). Эта статья посвящена детям, но важно учитывать, что многие пользуются ААС пожизненно. Среди взрослых пользователей ААС есть и те, кто использует ААС с детства, и те, кто позже потерял речь из-за болезни или травмы.
Данная статья освещает наиболее важные области оценки, когда принимается решение, нужны ли ребенку ААС, или, если ребенок уже использует ААС, хорошо ли адаптирована его система коммуникации и применяемый подход к его потребностям. Такая оценка требует совместных усилий специалистов и учреждений разного профиля, поскольку оценивать приходится и ребенка и его окружение с точки зрения множества аспектов (Cockerill & Fuller, 2001). Несмотря на то, что статья посвящена детям, принципы, способы и средства оценки применимы и к взрослым.
Модель оценки
При оценке потребности ребенка в ААС следует принимать во внимание много факторов. Структурировать процесс оценки можно с помощью «АСС Пирамиды» (Stadskleiv, Schiørbeck, Seeland & Lillehaug, 2014). Пирамида базируется на основании — ранней идентификации — она и должна стать основой для выявления всех детей, которым может требоваться ААС (см. рисунок 1). Над основанием пирамиды — три уровня, два нижних отражают обеспечение правильной поддержки, а верхний относится к контролю и сопровождению.
Чтобы понять, какая поддержка будет правильной, необходима как общая основная оценка, так и специализированная оценка ААС. Основная оценка касается аспектов здоровья, двигательных функций, общения, познания и окружающей среды. Она расположена в основании пирамиды, так как оценка ААС всегда должна основываться именно на результатах основной. Для AAC нужно оценить тип общения (язык жестов, графические или тактильные символы), уровень сложности языка и метод доступа к дополнительным средствам коммуникации, а также требуется понять, что необходимо ребенку, чтобы поддерживать общение в повседневной жизни. Цель оценки ААС — найти средства и стратегии общения, которые дадут ребенку наилучшие возможности для взаимодействия с детьми и взрослыми.