Использование ассистивных технологий в образовательном пространстве специальной школы
Красюк О.В.,ГБОУ «Центр «Динамика»,Санкт-Петербург
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, WHO) определяет ассистивные технологии как устройства и программы, позволяющие лицам с ограниченными возможностями стать более автономными. Актуальность данных средств определяется спецификой возможностей и потребностей человека с ограничениями. В последнее время практики отмечают значительное усложнение структуры нарушений, сочетание проблем, затрудняющих или делающих невозможным обучение обычными средствами и методами. У одного ребенка может наблюдаться комплекс особенностей, например, выраженные двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и анартрией (отсутствием устной, произносимой речи), или же ДЦП в сочетании с расстройствами аутистического спектра и так далее. Подобная многокомпонентность нарушений требует применения особых технологий, которые должны включить
ребенка в образовательное пространство школы и коммуникацию. Такие технологии должны отвечать определенным требованиям:
- достаточная простота в применении (например, при использовании их детьми с нарушениями интеллекта),
- относительно невысокая стоимость,
- возможность использования в различных ситуациях (на уроке в школе, при общении с одноклассниками, в общественном месте и пр.),
- возможность адаптации к нуждам пользователя (подключение специального оборудования для детей с моторными нарушениями, изменение размера изображения для детей с нарушениями зрения, голосовое сопровождение для неговорящих и пр.).
Соблюдение данных требований и адекватный нуждам пользователя подбор технологий является необходимым, но недостаточным условием овладения ими. Основным условием является соответствующее потребностям и возможностям ребенка обучение владению данными технологиями.
Рассмотрим в качестве примера использование ассистивных технологий (assistive technologies (англ.) – вспомогательные технологии, ассистивные технологии) в обучении неговорящих детей в школе 6 вида (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата). Под ассистивными технологиями (АТ) будем понимать программы и устройства, позволяющие ребенку, не имеющему устной (произносимой) речи (неговорящему), выражать свои потребности, мысли, желания вступать в общение, а собеседнику – получать адекватную ситуации общения обратную связь.
Что же такое общение? Коммуникация (общение) в отечественной психологической науке рассматривается как деятельность, имеющая свою специфику, свои цели и задачи (А.А. Леонтьев, М.М. Лисина, А.А. Леонтьев и другие), но структурно совпадающая с понятием деятельности как ведущей детерминанты психических процессов (Б.Ф. Ломов). Структурными компонентами коммуникативной деятельности являются: предмет общения – это другой человек, партнер по коммуникации;͒ потребность в общении – это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке;͒ коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение;͒ действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку;͒ задачи общения – это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; ͒средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;͒ продукт общения – это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. Видно, что в данной концепции не выделяются конкретные инструменты (например, речь) общения, что дает возможность реализовывать акт общения различными способами.
Рассматривая развитие коммуникации в онтогенезе, М.М. Лисина выделила несколько этапов, связанных в первую очередь с использованием тех или иных средств общения. Так, первыми в онтогенезе появляются
экспрессивно-мимические средства, к которым относятся улыбка, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации. Предметно-действенные средства общения (локомоторные и предметные
движения, позы) появляются позднее, в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого. Их назначение – продемонстрировать готовность к сотрудничеству. «Предметно-действенные средства общения – это своеобразные пиктограммы актов общения или другой совместной деятельности, желательной для ребенка» (М.М. Лисина).
Наконец, позднее всего появляются речевые средства общения. Они являются основными (Л.С. Выготский, М.М. Лисина, А.А. Леонтьев) и имеют для коммуникации принципиальное значение. В то же время М.М. Лисина отмечает, что общение строится не только на речи. Общение и речь взаимосвязаны: развитие речи возможно только при общении ребенка и взрослого, а сама речь «необыкновенно расширяет возможности общения» (М.М. Лисина).
Итак, коммуникация является особой деятельностью, включающей мотив, цель, план, средства, акт реализации, контроль. Основным средством общения является речь, которая сама возникает и развивается только в процессе общения ребенка и взрослого, но существуют и иные средства, позволяющие участникам коммуникации передавать информацию и устанавливать контакт.
Краткий анализ теоретических положений наглядно демонстрирует сложности, возникающие при наличии у ребенка выраженных нарушений развития (моторных, речевых, интеллектуальных). Ребенок с выраженными
нарушениями моторики (ДЦП, анартрия) не может использовать предметно-действенные и речевые средства общения и вынужден довольствоваться экспрессивно-мимическими на протяжении долгого времени, зачастую – всю жизнь. При этом задерживается (нарушается) весь ход общего психического развития ребенка: не формируется словарь, так как в раннем возрасте речь усваивается в процессе общения и предметно-практической деятельности (М.М. Кольцова), задерживается развитие психических процессов восприятия, внимания, следовательно – мышления.
Потребность в общении у ребенка сохраняется даже в условиях тяжелейших нарушений развития, в том числе расстройств аутистического спектра (Т. Питерс). Следовательно, наша задача как специалистов – дать в руки ребенку такой инструмент, который позволит ему вступать в коммуникацию, обучаться, становиться более автономным.
В нашем распоряжении имеется несколько устройств и программ, которые можно использовать для общения и обучения детей с тяжелыми моторными и речевыми нарушениями. Среди устройств выделим коммуникативный альбом, коммуникатор и планшет, среди программ – Виакам (viacam), Камера-маус (cameramouse) и Тоби Рекс (Tobii Rex), а также программы, которые позволяют озвучивать картинки на устройствах с операционной системой Android.
Первое средство, которое применяется в формировании коммуникативных умений у неговорящих детей уже более 20 лет (в первую очередь на Западе), – это пиктограммы. Формирование коммуникативных умений на основе пиктографического кодирования базируется на понимании речи как деятельности и учета особенностей русской языковой системы (лексической, грамматической, синтаксической). Использование пиктографического
кодирования делает возможным процесс построения высказывания от мотивационного этапа, этапа подбора слов и структурирования высказывания непосредственно до предъявления высказывания в устной или устнокодированной форме.
Обучение пиктографическому кодированию строится в несколько этапов: диагностический, подготовительный (подбор минимального коммуникативного словаря – фотографий членов семьи, ребенка в процессе того или
иного действия, и т.д., цветомаркировка частей речи), этап работы с фотографиями (обучение выбору изображения, подбора действующего лица к действию, сопоставление предмета и признака и пр., составление простой
фразы, усложнение предложения, введение более абстрактных изображений, составление простых сообщений), этап использования пиктограмм для организации общения.
Нужно отметить, что последний этап как бы пронизывает все предыдущие. Спонтанное и специально организованное общение с использованием пиктографического кода является одновременно целью и средством обучения коммуникации. Данный способ общения имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К минусам можно отнести длительность построения и выражения сообщения, трудности использования пиктограмм (коммуникативных альбомов) детьми с выраженными двигательными нарушениями. Для того, чтобы использовать альбом, таблицу и пр., ребенку нужна помощь взрослого, и зачастую высказывание переиначивается, изменяется
взрослым, а ребенок вынужден согласиться, так как он не может выразить свою мысль самостоятельно. Третий минус состоит в том, что в какой-то момент пиктограмм становится очень много, ребенок путается, теряется в альбоме, и его коммуникативная активность резко падает.
20 лет назад пиктограммы рисовались вручную или изготавливались типографским способом. Затем были разработаны коммуникаторы, позволившие детям озвучивать записанные в память аппарата слова и выражения.
К сожалению, они тоже имеют определенные недостатки: ограниченность слов, которые можно использовать, невозможность составления связного высказывания, трудности закрепления на коляске или иных средствах, которые использует ребенок для передвижения. Фактически это тот же коммуникативный альбом с пиктограммами, но усеченный и имеющий дополнительную опцию – озвучивание картинки.
Нужно сказать, что в качестве коммуникативного средства для маленького неговорящего ребенка, а также для ребенка с тяжелыми интеллектуальными нарушениями коммуникатор является прекрасным средством, способным заменить речь и включить ребенка в общение со взрослыми. Кроме того, на первых этапах обучения в школе пиктограммы и коммуникатор могут стать основными средствами получения адекватной обратной связи, следовательно, инструментами более точной диагностики возможностей ребенка. Безусловно, пиктографическому кодированию и использованию коммуникатора нужно учить специально.
Следующее устройство, которое может использоваться в обучении и коммуникации неговорящих детей, – планшетный компьютер. Он может быть использован детьми с различными нарушениями, к нему можно подсоединять различные устройства, а также использовать программы в соответствии с возможностями и потребностями. Он способен заменить коммуникативный альбом и коммуникатор, при этом характерные для предыдущих средств минусы будут нивелироваться: он меньше и легче альбома и коммуникатора, древовидное расположение папок позволяет быстро найти искомое слово (картинку), специальные программы могут озвучивать выбранное. Кроме того, сенсорный экран позволяет ребенку с двигательными нарушениями пользоваться планшетом более или менее самостоятельно. Кроме
того. планшет может быть закреплен на столе/коляске или висеть в сумке ребенка, он легкий и не мешает движению.
Чаще всего планшет работает на ОС Андроид (Android). Соответственно, мы можем подобрать программы, которые позволят максимально эффективно его использовать. Например, мы можем использовать программу KidСommunicator на базе Android, а также различные программы озвучивания картинок/пиктограмм, например, The Proloquo2Go speech app. Эти программы являются бесплатными. Кроме того, они имеют опцию внесения изменений, то есть могут быть адаптированы к нуждам конкретного ребенка.
Таким образом, планшет обладает достоинствами коммуникативного альбома и коммуникатора, но лишен некоторых их недостатков.
Коммуникативные программы являются универсальными для неговорящих детей независимо от структуры нарушения и могут использоваться и при глухоте, и при интеллектуальном недоразвитии, и при расстройствах
аутистического спектра, и при анартрии. Но для эффективного использования любых программ и устройств необходимо учитывать способ, который доступен пользователю устройства. Так, для ребенка с нарушениями слуха дополнительное оборудование не нужно, тогда как ребенок с ДЦП не сможет использовать устройство без дополнительных опций или приспособлений. Здесь мы будем применять одну из нескольких доступных (платных или бесплатных) программ, позволяющих управлять любым устройством без помощи рук. К таким программам относятся Виакам, Камера-маус и Тоби Рекс. Они позволяют управлять курсором на экране взглядом с использованием веб-камеры. Если у ребенка затруднено сознательное движение глаз, мы можем настроить веб-камеру на точку на переносице, лбу или устройстве
на голове ребенка. Ребенок получает возможность независимо от двигательных ограничений пользоваться любыми коммуникативными программами.
Имея в своем распоряжении персональный или планшетный компьютер и программы управления курсором, ребенок с ДЦП получает возможность общаться и учиться. На перемене и во внеурочное время неговорящий ребенок может использовать планшет с коммуникативной программой (картинки+озвучивание) для общения со сверстниками или выражения своих потребностей. Применение ассистивных технологий на уроке позволяет учителю получить истинное представление о том, что знает ребенок, конечно, в том случае, если ребенок обучен пользоваться данными средствами и программами. Крайне важным является обучение родителей, так как без их участия эффективность обучения неговорящего ученика коммуникации стремится к нулю.
Литература

1. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. – М., 1974.
2. М.М. Кольцова. Ребенок учится говорить. – М., Советская Россия, 1973.
3. А.А. Леонтьев. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2007.
4. А.H. Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. – М., Политиздат, 1975.
5. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение / Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.
6. Руденский Е.В., Социальная психология: курс лекций. Серия: Высшее образование. Издательство: Сибирское соглашение, 1999.