Несмотря на то, что психолингвистическая, а вслед за ней и логопедическая теория рассматривает экспрессивную вербальную речь лишь как одно из средств коммуникации и знаковой деятельности, именно развитие экспрессивной речи обычно является основной точкой приложения усилий специалистов. Однако не следует забывать, что устная вербальная речь является только средством передачи той или иной мысли собеседнику.
Конвенциональная знаковая деятельность ребенка, которая проявляется в процессе коммуникации, которая связана с необходимостью постоянного соотнесения означающего и означаемого используемых знаков, многообразна. Она требует поддержки со стороны окружения. Очевидно и то, что любая знаковая деятельность поддерживает как сам процесс коммуникации, так и когнитивное развитие ребенка. Чем больше у человека возможностей оперировать знаками, чем больше инициатив и реакций он в состоянии проявить и быть при этом понятым, тем больше это отражается на развитии его когнитивных способностей и на личностном развитии.
Именно это положение лежит в основе развития системы АСС – альтернативной аугментативной (поддерживающей, дополняющей) коммуникации, которая в последние десятилетия широко развивается на Западе, а в последние годы и в России. Речь идет о людях, развитие вербальной речи которых происходит медленно или почти невозможно в связи с органическими нарушениями (церебральный паралич, различные органические нарушения структуры и функции гортани и неба и т.д.).
Р.М. Фрумкина, анализируя системы ААС (Фрумкина 2003), делает акцент на том, что именно естественный язык служит мощной поддержкой для формирования абстрактных понятий. Однако важно учитывать, что речь практически никогда не идет о замене вербальных средств на невербальные, а только лишь о дополнении одной системы другой. Избыточность символов, репрезентирующих объекты, окружающие ребенка, позволяет развивать разные виды памяти, ассоциативность мышления и, безусловно, лежит в основе развития когнитивных функций и собственно речевой вербальной деятельности.
Системы ААС могут быть различными по уровню использования технической поддержки. Не требуют технической поддержки жесты, а также коммуникативные доски, тематические книги и альбомы, коммуникативные
карты, поясные брелки. Все это может использоваться без помощи техники. Остальные ААС принято разделять на Low-tech и Hi-tech.
Конвенциональная знаковая деятельность ребенка, которая проявляется в процессе коммуникации, которая связана с необходимостью постоянного соотнесения означающего и означаемого используемых знаков, многообразна. Она требует поддержки со стороны окружения. Очевидно и то, что любая знаковая деятельность поддерживает как сам процесс коммуникации, так и когнитивное развитие ребенка. Чем больше у человека возможностей оперировать знаками, чем больше инициатив и реакций он в состоянии проявить и быть при этом понятым, тем больше это отражается на развитии его когнитивных способностей и на личностном развитии.
Именно это положение лежит в основе развития системы АСС – альтернативной аугментативной (поддерживающей, дополняющей) коммуникации, которая в последние десятилетия широко развивается на Западе, а в последние годы и в России. Речь идет о людях, развитие вербальной речи которых происходит медленно или почти невозможно в связи с органическими нарушениями (церебральный паралич, различные органические нарушения структуры и функции гортани и неба и т.д.).
Р.М. Фрумкина, анализируя системы ААС (Фрумкина 2003), делает акцент на том, что именно естественный язык служит мощной поддержкой для формирования абстрактных понятий. Однако важно учитывать, что речь практически никогда не идет о замене вербальных средств на невербальные, а только лишь о дополнении одной системы другой. Избыточность символов, репрезентирующих объекты, окружающие ребенка, позволяет развивать разные виды памяти, ассоциативность мышления и, безусловно, лежит в основе развития когнитивных функций и собственно речевой вербальной деятельности.
Системы ААС могут быть различными по уровню использования технической поддержки. Не требуют технической поддержки жесты, а также коммуникативные доски, тематические книги и альбомы, коммуникативные
карты, поясные брелки. Все это может использоваться без помощи техники. Остальные ААС принято разделять на Low-tech и Hi-tech.