Пять ключевых элементов успешного взаимодействия с людьми с ТМНР.
Перевод Елены Вяхякуопус
Взаимодействие с другими людьми очень важно для всех нас. Чаще всего общение получается как нечто само собой разумеющееся, без долгих раздумий. Но взаимодействие с людьми с тяжелыми нарушениями коммуникации зачастую становится сложной задачей даже для профессионалов. Бывает трудно установить контакт с таким человеком, может быть, трудно найти общий язык и ритм, или человек с коммуникативными проблемами не проявляет достаточной инициативы к взаимодействию. Кроме того, работнику в спешке и усталости бывает трудно взаимодействовать. Умение действовать в качестве равноправного партнера не обязательно приходит само собой, но определенные вещи должны быть осознаны, а также, возможно, специально изучены.
Каждый может научиться быть умелым партнером, наблюдая собственные действия в общении. Некоторые основные принципы важны для всех наших заимодействий независимо от человека и ситуации общения. Взаимодействуя с квалифицированным партнером, человек с нарушением коммуникации чувствует, что его принимают как самого себя и что его участие во взаимодействии важно. Он может взять на себя инициативу, и партнер реагирует на его инициативу. Он может влиять на темп взаимодействия. Хотят, чтобы он понимал, и хотят его понимать.
Пять элементов умелого партнерства стали правилом ЛОВИТ® ЦентраТикотеекки Финской ассоциации нарушений умственного развития: Присутствие, Ожидание, Ответ, Адаптация высказывания и Проверка.
Присутствие

Человек с тяжелым нарушением коммуникации не всегда сам инициирует контакт и не всегда сам начинает взаимодействие. Начало контакта в таком случае становится ответственностью квалифицированного партнера. Собственным положительным видом, взглядом, улыбкой, тоном голоса, прикосновениями и положением тела умелый партнер свидетельствует о своем присутствии и интересе к партнеру. Построение отношений взаимодействия с людьми с тяжелыми нарушениями коммуникации часто требует времени, экспериментов и использования всех органов чувств. Задача умелого партнера состоит в том, чтобы наблюдать и заметить, в чем заинтересован другой и как проявляется его интерес к вещам, желание взаимодействовать. Инициативы могут быть очень тонкими и незаметными, но их можно обнаружить в разнообразных повседневных ситуациях, например, при записи ситуаций взаимодействия на видео.
Ожидание

Активность человека с тяжелым нарушением развития часто характеризуется замедленностью и пассивностью. Он привык к тому, что его более быстрые партнеры берут на себя инициативу и управляют ситуацией, в то время как в равноправном взаимодействии оба партнера проявляют инициативу. Ожидая инициативы, действия или реакции человека с тяжелым нарушением коммуникации, умелый партнер показывает, что он заинтересован в мыслях своего партнера и что у него есть время подождать их выражения. Предоставляя место для проявления чувств партнера, умелый партнер ищет также и общей ритм взаимодействия. Эффективное взаимодействие – как танец. Партнеры встречаются на эмоциональном уровне, доверяют друг другу и оба вместе продвигаются вперед для решения общего дела, в общем ритме. Не имеет значения, если шаги иногда путаются. Взаимная вера в то, что взаимодействие получится, приносит радость обоим.
Ответ

Cообщения человека с тяжелым нарушением развития часто бывают маленькими или бессознательными: изменения в ритме дыхания, вокализации, движения глаз или пальца на ноге. Эти сообщения могут погаснуть, если на них не отвечают. Быть услышанным, получить ответ на сообщение и поддержку инициативы важно для каждого. Ответом умелого партнера на сообщение может стать зрительный контакт, улыбка, прикосновение, повторение сообщения, называние сообщения или выполнение просьбы. Когда человек с тяжелым нарушением речевого развития чувствует себя увиденным и услышанным, может увеличиться и его желание и способности выражать себя в новых ситуациях с новыми партнерами.
Адаптация высказывания

Успешному взаимодействию также необходим общий язык. Для человека с тяжелым нарушением коммуникативного развития важным является язык тела: частота дыхания, движения тела и действия, напряжение или расслабление, мимика, жесты и тон голоса. Язык тела является важной частью всего нашего общения, но для использования его сознательно необходимо обучение. Умелый партнер, взаимодействуя, регулирует свои высказывания соответственно потребностям партнера с нарушением развития, что помогает найти общий способ взаимодействия. Человека с тяжелым нарушением коммуникации можно заинтересовать во взаимодействии, используя его способ общения. Взаимодействие на основе повторения может значительно увеличить его инициативность, активность и готовность принимать контакт. Имитация может помочь взаимодействующим партнерам равноправно контактировать. Для обоих это безопасный способ общения. Нахождение общего способа взаимодействия и понимание сообщения облегчается, когда знающий партнер замедляет свою речь, подчеркивает и повторяет ключевые слова, использует короткие фразы, простой словарь и структуру предложения, а также связывает свою речь с ситуацией здесь-и-сейчас. Понимание можно поддержать, используя относящиеся к ситуации конкретные и дающие разнообразные ощущения или замещающие речь предметы и приемы, такие, как вещи, жесты или изображения.

Контроль

Чтобы найти эффективные способы выражения, мы все нуждаемся в обратной связи, знании того, как наши сообщения понимаются. В общении с человеком с тяжелым нарушением коммуникации задача умелого партнера состоит в том, чтобы проверить, поняли ли его, правильно ли понял партнера он сам и интересует ли его партнера взаимодействие в данный момент. От этого зависит, продолжать общение или взять паузу. Поиск взаимного понимания не всегда легок. Он требует новых интерпретаций и, возможно, обращения к замещающим средствам коммуникации. Не всегда удается прийти к взаимопониманию, несмотря на попытки, и важно с этим смиряться. Понимание не любит притворяться. Важнее полного понимания – желание умелого партнера по-настоящему понять другого и стремление менять свои методы общения для достижения взаимопонимания.
Литература

1. Bloom, Y. & Bhargava, D. Тegies for providing communication opportunities for people who are pre-intentional communicators. Beecroft, Australia: Innovative Communication Programming. 2003.
2. Bruner, J.S. (). The social context of language acquisition. Language and Communication, 1, 1981 (1), pp. 1-19.
3. Koski, K., Martikainen, K., Burakoff, K. & Launonen, K. (Staff members´understandings
about communication with individuals who have multiple learning disabilities: A case of Finnish OIVA communication training. Journal of Intellectual and Developmental Disability. 2010, 35, pp.279-289.
4. Nind, M. & Hewett, D. Access to communication: developing the basics of communication
with people with severe learning difficulties through Intensive Interaction. 2nd ed. London: David Fulton Publishers, 2005.
5. Nind, M. & Hewett, D. A practical guide to Intensive Interaction. England: BILD Publications. 2001.
6. Ruiter, I. Allow me! A guide to promoting communication skills in adults with developmental
delays. Toronto, Canada: The Hanen Center. 2000.
7. Zeedyk, M. (toim.). Promoting social interaction for individuals with communicative
impairments. Making contact. London: Jessica Kingsley Publishers.2008.