Коммуникация с помощью пиктограмм — один из видов альтернативной коммуникации, который активно используется в нашей работе с детьми, имеющими различные проблемы развития. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), неговорящие дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, а также дети с выраженными когнитивными проблемами при генетических заболеваниях одинаково нуждаются в знаках-посредниках, позволяющих им проявить свои желания, предпочтения или знания.
Чтобы такой ребенок смог овладеть альтернативной коммуникацией, необходимо создать для него единую альтернативную языковую среду. В создании такой среды сообща должны принимать участие и родители, и специалисты, работающие с ребенком в различных учреждениях. По достижении ребенком достаточного уровня коммуникативной компетенции, в коммуникацию с использованием альтернативных средств включается все более широкое социальное окружение. Это могут быть продавцы в магазине, где бывает семья с ребенком, официанты в кафе, водители социального такси и т. п.
Чтобы создание такой единой языковой среды стало возможным на практике, необходимо соблюдение нескольких условий:
Опираясь на практический опыт, мы выделили несколько уровней развития коммуникации с применением пиктограмм, которые существенно отличаются друг от друга. На наш взгляд, на каждом уровне целесообразно использовать разные темы и разный объем слов, по-разному организовывать взаимодействие с ребенком, постепенно расширяя его коммуникационные возможности.
На первом, стартовом уровне развития коммуникации, пиктограммы используются для того, чтобы ребенок мог проявить свои витальные потребности и желания. Младенческий способ проявления витальных потребностей с помощью крика и плача у детей с выраженными нарушениями развития очень часто является единственно доступным способом привлечь внимание близких. Родители обычно учатся интуитивно угадывать желания своих детей, либо перебирают в ответ на крик ребенка все возможные варианты, пока не удовлетворят возникшую потребность ребенка, и он не перестает кричать. И такой способ взаимодействия, без специального обучения и развития альтернативных форм коммуникации, может остаться единственно доступным для ребенка на всю жизнь. В то же время, как только ребенок начинает обращать внимание на картинки, его можно научить выбирать специальные обозначения (пиктограммы) в ответ на вопрос «Что тебя беспокоит?» или «Что ты хочешь?». На этом уровне коммуникации знаков-пиктограмм используется мало, и все они соответствуют самым простым потребностям ребенка (есть, пить, памперс, телевизор, гулять, мыльные пузыри и т. п.). Естественно, в зависимости от заведенного семейного уклада, принятых в семье занятий и предпочтений ребенка, набор пиктограмм в каждой конкретной семье получится индивидуальным (ведь кто-то из детей любит мыльные пузыри, а кто-то — слушать музыку или играть с маминым сотовым телефоном). Именно на этих, наиболее важных для ребенка потребностях, производится обучение и мамы и ребенка принципам и основам коммуникации с использованием нового знака-посредника — пиктограммы. Очень подробно, по минимальным шагам, этапы такого обучения описаны в книге Л.Форст и Э. Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) [2].
В своей работе мы используем набор пиктограмм, предоставленный сервисом Picto Online (http://www.pictogram.se) [3], который мы активно дополняем и расширяем в зависимости от возникающих потребностей наших детей (рисунок 1). Наш выбор пал на черно-белые пиктограммы не случайно. У нас была возможность проанализировать коммуникационные возможности разных по возрасту и уровню
когнитивного развития неговорящих детей. Выяснилось,что цветные картинки в качестве стимула, заменяющего «речевой знак», удобны в работе лишь до тех пор, пока ребенок не начинает использовать в своей повседневной жизни большое количество картинок, среди которых ему необходимо делать быстрый и четкий выбор. Любой человек почувствует некоторое затруднение при чтении, если попробует выделить каждое слово в тексте своим цветом (даже если использовать всего четыре основных цвета и черный). Вот такое же напряжение, по нашему мнению, испытывает и ребенок, пытающийся быстро сориентироваться в большом количестве разноцветных картинок-символов. Если при этом у ребенка еще и ослаблено зрение, нагрузка на зрительную систему увеличивается в разы. Конечно, на первом уровне развития коммуникации с помощью пиктограмм, когда используется всего несколько слов, это не имеет значения. Но если есть перспектива, что ребенок может освоить в будущем достаточно высокий уровень коммуникации, целесообразнее обучать его использованию пиктограмм сразу с черно-белого варианта символов. У такого подхода есть и еще одно преимущество, которое становится очевидным уже на следующем этапе развития коммуникации, о чем мы упомянем ниже.
Чтобы такой ребенок смог овладеть альтернативной коммуникацией, необходимо создать для него единую альтернативную языковую среду. В создании такой среды сообща должны принимать участие и родители, и специалисты, работающие с ребенком в различных учреждениях. По достижении ребенком достаточного уровня коммуникативной компетенции, в коммуникацию с использованием альтернативных средств включается все более широкое социальное окружение. Это могут быть продавцы в магазине, где бывает семья с ребенком, официанты в кафе, водители социального такси и т. п.
Чтобы создание такой единой языковой среды стало возможным на практике, необходимо соблюдение нескольких условий:
- поэтапное обучение и включение ребенка в альтернативную коммуникацию;
- желание и готовность со стороны всех активных участников процесса (и самого ребенка, и членов его семьи, и специалистов) принять и использовать во взаимодействии с ребенком выбранную форму коммуникации;
- наличие компетентного руководителя, направляющего и контролирующего весь процесс становления альтернативной коммуникации для данного ребенка, чьи рекомендации учитываются всеми участниками этого процесса;
- чуткое реагирование на изменение коммуникативных возможностей ребенка, своевременное
- расширение словаря, подбор дополнительных (новых) технических средств, облегчающих использование выбранной формы альтернативной коммуникации
Опираясь на практический опыт, мы выделили несколько уровней развития коммуникации с применением пиктограмм, которые существенно отличаются друг от друга. На наш взгляд, на каждом уровне целесообразно использовать разные темы и разный объем слов, по-разному организовывать взаимодействие с ребенком, постепенно расширяя его коммуникационные возможности.
На первом, стартовом уровне развития коммуникации, пиктограммы используются для того, чтобы ребенок мог проявить свои витальные потребности и желания. Младенческий способ проявления витальных потребностей с помощью крика и плача у детей с выраженными нарушениями развития очень часто является единственно доступным способом привлечь внимание близких. Родители обычно учатся интуитивно угадывать желания своих детей, либо перебирают в ответ на крик ребенка все возможные варианты, пока не удовлетворят возникшую потребность ребенка, и он не перестает кричать. И такой способ взаимодействия, без специального обучения и развития альтернативных форм коммуникации, может остаться единственно доступным для ребенка на всю жизнь. В то же время, как только ребенок начинает обращать внимание на картинки, его можно научить выбирать специальные обозначения (пиктограммы) в ответ на вопрос «Что тебя беспокоит?» или «Что ты хочешь?». На этом уровне коммуникации знаков-пиктограмм используется мало, и все они соответствуют самым простым потребностям ребенка (есть, пить, памперс, телевизор, гулять, мыльные пузыри и т. п.). Естественно, в зависимости от заведенного семейного уклада, принятых в семье занятий и предпочтений ребенка, набор пиктограмм в каждой конкретной семье получится индивидуальным (ведь кто-то из детей любит мыльные пузыри, а кто-то — слушать музыку или играть с маминым сотовым телефоном). Именно на этих, наиболее важных для ребенка потребностях, производится обучение и мамы и ребенка принципам и основам коммуникации с использованием нового знака-посредника — пиктограммы. Очень подробно, по минимальным шагам, этапы такого обучения описаны в книге Л.Форст и Э. Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) [2].
В своей работе мы используем набор пиктограмм, предоставленный сервисом Picto Online (http://www.pictogram.se) [3], который мы активно дополняем и расширяем в зависимости от возникающих потребностей наших детей (рисунок 1). Наш выбор пал на черно-белые пиктограммы не случайно. У нас была возможность проанализировать коммуникационные возможности разных по возрасту и уровню
когнитивного развития неговорящих детей. Выяснилось,что цветные картинки в качестве стимула, заменяющего «речевой знак», удобны в работе лишь до тех пор, пока ребенок не начинает использовать в своей повседневной жизни большое количество картинок, среди которых ему необходимо делать быстрый и четкий выбор. Любой человек почувствует некоторое затруднение при чтении, если попробует выделить каждое слово в тексте своим цветом (даже если использовать всего четыре основных цвета и черный). Вот такое же напряжение, по нашему мнению, испытывает и ребенок, пытающийся быстро сориентироваться в большом количестве разноцветных картинок-символов. Если при этом у ребенка еще и ослаблено зрение, нагрузка на зрительную систему увеличивается в разы. Конечно, на первом уровне развития коммуникации с помощью пиктограмм, когда используется всего несколько слов, это не имеет значения. Но если есть перспектива, что ребенок может освоить в будущем достаточно высокий уровень коммуникации, целесообразнее обучать его использованию пиктограмм сразу с черно-белого варианта символов. У такого подхода есть и еще одно преимущество, которое становится очевидным уже на следующем этапе развития коммуникации, о чем мы упомянем ниже.